Кредитный вопрос

Любое государство начинается с общего жизненного пространства, это в конечном счете главная причина формирования народов из разрозненных групп людей. И первый отличительный признак этноса - это единое экономическое пространство. Проживая на общей территории, люди вступают в общественные и экономические отношения, постепенно вырабатывая "правила общежития". Создание общих правил, снятие барьеров внутри объединения и, наоборот, защита от "чужих" участников экономической жизни - это первоначальные побудительные мотивы создания единого экономического пространства государства. Увеличение объемов и интенсивности международной торговли, усиление разделения труда и специализации стали причиной создания региональных общих рынков. Формирование единого экономического пространства происходит во многих субрегионах и целых континентах, например, Европейский союз, НАФТА, МЕРКОСУР, Асеан.

Определение

Единое экономическое пространство - это территория или несколько территорий, на которых существуют одинаковые по форме и содержанию правила экономической жизни. На этом пространстве действует общая валюта, единые юридические нормы, общая система экономических отношений, со свободным перемещением товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. На таких территориях работают единые органы власти, фискальные органы и система экономической безопасности. В общее пространство входит и воздушная и морская части территории. Границы экономического пространства могут быть формальными, например, административными, государственными, и неформальными - это зоны влияния, обслуживания, тяготения. Сейчас под единым экономическим пространством чаще понимают интеграционные объединения, которые находятся на различных стадиях развития. И, соответственно, в разной степени подходят под данное определение. Для интеграционных объединений единое экономическое пространство - это прежде всего свобода перемещения товаров и услуг, капитала и человеческого ресурса. Далее в процессе развития достигаются остальные признаки.

Цель

Создание единого экономического пространства, которое может формироваться стихийно или осознанно, необходимо для обеспечения условий комфортного проживания и ведения экономической жизни, а в более долгосрочной перспективе - для интенсификации связей с внешним миром. Более развернуто цели организации единого экономического пространства это:

  • обеспечение условий эффективного и свободного общего рынка товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов;
  • стабильное развитие институциональной инфраструктуры, обеспечение структурной перестройки экономики;
  • проведение общей фискальной, денежно-кредитной, промышленной, торговой и экономической политики;
  • организация единой транспортной, энергетической и информационной системы.

Что входит в пространство?

Единое экономическое пространство - это не только территория страны (или группы стран), но и включает ее морскую акваторию и аэротерриторию. Территория - это ограниченная часть поверхности Земли, с определенной площадью, на которой располагаются объекты, в том числе населенные пункты, промышленность, энергетические, сельскохозяйственные предприятия и другие объекты, связанные между собой транспортной и инженерной инфраструктурой. Необходимо отметить, что все больше используется подземная часть территории, например, метро, супермаркеты, прокладка коммуникаций. Экономическая морская акватория страны включает территориальные воды, исключительную экономическую зону, где страна имеет права на судоходство, рыболовство, добычу полезных ископаемых. В воздухе над территорией тоже осуществляется экономическая деятельность, например, национальные права на деятельность воздушного транспорта, мобильная связь.

Основные признаки

Страны, организуя свое пространство, могут входить и в более широкие общие рынки, при этом степень развития может быть самой разной. Тем не менее, можно выделить некоторые общие признаки единого экономического пространства:

  • единые институты управления и цели национального развития (стратегическое целеполагание), общая система ценностей;
  • национальная система поддержания экономической целостности, стабильности и устойчивости исторически сложившегося пространства;
  • целостное национальное воспроизводство, страна должна иметь возможность развиваться, опираясь на собственные экономические возможности;
  • оптимальное размещение внутри единого пространства производительных сил и развитые хозяйственные связи;
  • большая мобильность и отсутствие барьеров для движения ресурсов, финансовых, трудовых, товарных;
  • наличие специфических экономических отношений и форм, которые складываются из-за особенностей пространства, в том числе географических, геополитических, природных;
  • общая экономическая безопасность и взаимодействие с другими пространствами.

Признаки национального единого экономического пространства формируются под воздействием предпосылок:

  • объективных - таких, как существующий уровень развития производительных сил;
  • субъективных, национально-специфических, в том числе природных, географических, геополитических.

Важным признаком единого пространства является существование цели национального развития. Это может быть, например, суверенность, модернизация экономики, целостность территории.

Факторы

Единое экономическое пространство - это сложная многоуровневая система, с множеством самых разнообразных факторов, воздействующих на текущие состояние и способность к устойчивому развитию. В основном, выделяют четыре группы факторов формирующих пространство:

  • пространственный, в том числе информационный, демографический и институциональный, как система формальных и неформальных правил и ограничений, определяющих экономическое поведение человека;
  • размещения, которые включают природные условия (географическое положение, природные ресурсы, климатические условия и т. д.);
  • экономические факторы (существующий производственный потенциал, инфраструктура, качество управления, предпринимательские навыки), качество и количество трудовых ресурсов, социальный климат и многие другие;
  • макроэкономические, научно-технологические, инвестиционные, инновационные и интеграционные;
  • преференции, в том числе налоговые, финансовые тарифные и таможенные, торговые льготы.

Национальные специфические факторы включают как экономические, так и неэкономические, включая гуманитарные, социальные и культурные, которые вместе иногда характеризуют как единое социально-экономическое пространство государства. Некоторые исследователи включают как отдельный фактор - время.

Процессы

В рамках единого экономического пространства проходят множественные социально-экономические процессы формирования и развития. Социальные, потому что цель практически любой деятельности - это удовлетворение потребностей человека, которая вынуждает его участвовать в общественном производстве. Условия жизни людей и отношения в обществе влияют на способность вступать в определенные экономические связи, которые дают возможность удовлетворять потребности. Эти интересы, в получении части общественного блага, являются побудительным мотивом деятельности людей, которые протекают в форме экономического процесса.

Процессы, протекающие в едином экономическом пространстве, делятся на два основных типа: естественные, которые осуществляются человеком в процессе взаимодействия с природой, и общественные, возникающие в обществе по поводу производства и распределения и потребления продукции. Оба процесса тесно связаны и, кроме того, находятся под регулирующим воздействием. Например, если применительно к экономике, то в зависимости от типа экономики (плановой, рыночной, смешанной), на социальную часть значительное воздействие могут оказывать, например, национальные традиции, религиозная практика. Все процессы осуществляются благодаря взаимодействию элементов единого экономического пространства, в том числе предприятий, природных, ресурсов, институты, ландшафт, климатические условия.

Характеристика российского пространства

Россию можно рассматривать не только как страну, но и большой интеграционный проект, прежде всего, из-за огромной географической площади, которая в несколько раз больше Европейского союза. Единое экономическое пространство России отличает чрезвычайная разнородность территорий:

  • природных и климатических, страна располагается от тундры до субтропиков, любые виды ландшафта, обширное водное пространство;
  • цивилизационное, в стране проживает более 180 национальностей, представители всех основных религий мира, которые имеют самые различные системы ценностей и модели поведения;
  • экономическая неоднородность, в силу исторических, природных и экономических причин, отдельные части страны имеют самый разный уровень развития, от постиндустриальных экономик больших городов и северных окраин, народы которых живут охотой, практически в доиндустриальной экономике.
  • административно-политическое, федеративное государственное устройство, которые включает территории национальных и автономных республик, областей и краев.

Развитие российского пространства

Каждое экономическое пространство устанавливает правила, определяющие существование субъектов страны. Конституцией России гарантируются основные свободы экономической жизни, в том числе свободный приток финансовых, человеческих и товарных ресурсов, защиту конкуренции. Законодательно запрещается установление между территориями страны таможенных и торговых барьеров, эмиссия других денег. Создание российского единого экономического пространства, после развала Советского Союза, проходило сложно, наряду с тем, что необходимо было обособить свою экономику от других территорий некогда общего государства, осуществлялся переход к рыночному методу регулирования.

Неоднородность территорий и разные национальные уклады также затруднили организационный процесс. Многие регионы России имели более тесные экономические с соседними странами, чем с центром. Несмотря на очевидные успехи в формировании единого экономического пространства, по-прежнему есть сильная неравномерность в развитии отдельных частей страны и не все внутристрановые барьеры ликвидированы. К тому же развитие новых технологий требует формирования и новых общих пространств, например, информационных.

Интеграционные экономические пространства

Все большая степень глобализации мировой экономики побуждает страны вступать в группировки, для повышения конкурентоспособности своей экономики. Естественно, степень вовлеченности страны в единое экономическое пространство объединения может быть различной. Сильными ограничителями интеграции выступает суверенность страны, национальные, религиозные особенности и обязательства и т. п. Интеграционные процессы могут принимать самые разные формы, например, пространство Европейского союза и единого экономического пространства Европы не совпадают, поскольку в последний входят еще четыре страны, не входящие в ЕС.

Сотрудничество регулируется соглашением о Наличие такого общего рынка показывает сложность создания общего пространства. Такие страны, как Норвегия и Исландия, не входят в ЕС только из-за нежелания делиться квотами на вылов рыбы и финансировать общие программы сельского хозяйства, которого у них просто нет.

ЕС наиболее близко приблизился к характеристикам полноценного единого экономического пространства. Кроме свободного передвижения ресурсов, большинство стран используют единую валюту, работает европейский парламент, созданы другие наднациональные органы. Страны координируют макроэкономическую, валютную и денежно-кредитную политику, делегировав значительную часть суверенитета в общие органы управления. После присоединения восточноевропейских стран к ЕС на развитии стала сильно сказываться слишком большая неоднородность уровня экономик. Однако по-прежнему Европейский союз является самым успешным проектом интеграционного единого экономического пространства.

Евразийское пространство

Создание единого евразийского экономического пространства - логичное продолжение реинтеграции территорий некогда единого государства. Первоначально созданный Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана в 2015 году стал общим рынком для пяти постсоветских стран, включая Армению и Кыргызстан. Евразийское единое экономическое пространство - это пространство из территорий стран, на котором работают похожие рыночные механизмы регулирования экономики, применяются гармонизированные правовые нормы, проводится согласованная макроэкономическая политика, обеспечивающая свободное движение товаров услуг, капитала и трудовых ресурсов.

В общем пространстве действует единый таможенный кодекс, сняты многие тарифные и нетарифные барьеры в торговле. В то же время внутри пространства сняты таможенные границы, но сохранен пограничный и миграционный контроль. Созданы наднациональные органы управления, Евразийская комиссия, которая занимается регулированием и управлением некоторыми сторонами функционирования экономики единого пространства. Процесс интеграции будет носить долгосрочный разноуровневый и разноскоростной характер, в связи со слишком большим различием стран в экономическом развитии и национальных традициях.

Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночной экономики) в государстве как основы конституционного строя. В закреплении этого принципа видна либеральная направленность российской Конституции в отличие от прежних конституций советского периода. Важнейшие стороны принципа экономической свободы сформулированы в ст. 8 Конституции РФ:

1) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств . Этот принцип означает, что внутри территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ

2) поддержка конкуренции - один из основополагающих принципов рыночной экономики. Поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке.

3) свобода экономической деятельности . Это собирательный принцип, означающий применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей.

4) многообразие и равная защита форм собственности . В Конституции Российской Федерации, в отличие от прежних конституций, устанавливается равенство всех форм собственности, коих выделяется три: частная, государственная и муниципальная.

Собственность как экономическая категория отражает объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу присвоения ими в ходе хозяйственной деятельности средств производства, а также полученных с их помощью товаров, услуг и доходов. Собственность как юридическая категория отражает в соответствии с действующим законодательством весь спектр вещных (имущественных) прав людей в данном обществе.

Имущественное или вещное право может быть исключительным, абсолютным и относительным и соответственно выражаться в отношения распоряжения, владения и пользования .



Распоряжение - право собственника распоряжаться объектом собственности (землей, ресурсами, производством).

Владение - принадлежность объекта определенному субъекту (человеку, семьей, производственному коллективу и т. д.), возможность непосредственного воздействия на объект.

Пользование (использование) - применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя.

Классификация собственности предполагает выделение двух ее основных разновидностей:

частной;общественной .

Мировая практика показывает, что определяющим видом собственности в условиях рыночной системы является частная, которая выступает в трех основных формах:

единичной;партнерской;корпоративной .

«В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности » (ст. 8 Конституции РФ).

К иным формам собственности в нашей стране относятся следующие.

Индивидуальная собственность . Эта форма концентрирует в одном субъекте все перечисленные признаки: труд, управление, распоряжение доходом и имуществом.

Кооперативная собственность. В основе этой формы - объединение индивидуальных собственников. В кооперативе каждый участвует своим трудом и имуществом, имеет равные права в управлении и распределении дохода.

Акционерная собственность . Это групповая частная собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг - акций и облигаций. Наличие ценных бумаг - отличительная особенность акционерной формы собственности.

Смешанные формы собственности . данном случае происходит диффузия разных форм и отношений собственности, в результате чего усложняется внутреннее содержание отдельных форм. Например, внутри государственных предприятий могут образовываться структуры частнопредпринимательского и кооперативного характера. В переходной экономике России этот процесс приобрел значительные масштабы.

Комбинированные формы . Современная экономика в поисках эффективного функционирования и реализации проектов приходит к объединению различных форм собственности при сохранении каждой из них своего особого содержания. В результате образуются комбинированные формы. К ним могут быть отнесены совместные предприятия, холдинги, финансово-промышленные группы, концерны, тресты и другие формы с равными правомочиями по управлению, распределению доходов и распоряжению имуществом.

Равенство форм собственности означает их равный правовой режим, равное содержание права собственности независимо от ее формы . Не допускается установление каких-либо ограничений или благоприятствований для той или иной формы собственности.

Конституция РФ (ст. 9) особо выделяет землю и другие природные ресурсы как объекты права собственности. Устанавливается, что данные объекты могут находиться на праве собственности во всех ее формах. Вместе с тем ч. 1 ст. 9 подразумевает возможность ограничения правового режима собственности на землю и природные объекты.

Prev Next

Не забывайте о вознаграждении помимо зарплаты

Давайте смотреть правде в глаза. Лидеры в среднем звене организации зачастую ограничены в финансовых возможностях. Как же лидер должен поощрять в таком случае? При помощи компенсаций. Возможно, у...

Трудность планирования:

Гораздо труднее поддерживать планирование, если не вы над ним работали. Чем больше вы вкладываете в планирование, тем больше оно становится вашим. Что бы вы предпочли? Видеть, как то, что вы...

О неопытности:

Когда я доберусь до вершины иерархической лестницы, то смогу все контролировать.Вы когда-нибудь говорили что-то вроде: Знаете, если бы я руководил, мы не сделали бы то и не...

Помогите людям познать себя

Я всегда исхожу из основного принципа касательно того, что люди не знают сами себя. Человек не может реально оценить свой потенциал, пока реально не оценит свое положение. Другими словами, вы...

Обсуждайте свое мастерство с другими

Как только вы достигнете определенного уровня мастерства, лучшее, что вы можете сделать, - обсудить свое мастерство с другими профессионалами более высокого уровня. Многие люди поступают так инстинктивно. Гитаристы обсуждают гитары....

Делайте больше, чем просто хвалите

После того как я посоветовал вам хвалить своих людей, хочу предупредить, что вы должны делать нечто большее, чем просто хвалить. Если вы хвалите их, но не повышаете по службе, это...

Управляйте своими словами

Легендарный баскетбольный тренер Джон Вуден говорил: Покажи мне, на что ты способен; твоих слов о том, что ты можешь, недостаточно. Думаю, практически каждый лидер неоднократно говорил или, по...

Должностной миф:

Я не могу управлять, если я не занимаю руководящую должность.Если бы мне надо было определить самое распространенное заблуждение, которое касается лидерства, свойственное большинству людей, то им стало...

Ваши вложения определяют отдачу

Как в мире финансов, так и в отношениях с людьми единственный способ получить отдачу от людей - сделать в них вложение. Что посеете, то и пожнете. Но наша проблема заключается...

Создайте обстановку, которая поможет раскрыться лидеру

Если вы занимаете высокую руководящую должность в своей организации, тогда мне хотелось бы немного пообщаться с вами в этом специальном разделе. Многие лидеры в среднем звене организации подвержены сильным стрессам....

Эгоистичный лидер

Том Питерс в своей книге Круг инноваций (The Circle of Innovation), писатель и гуру бизнеса, писал: Эгоистичный лидер пытается вести за собой людей ради собственной...

Предоставьте лидерам свободу вести за собой других

Если мы испытываем какую-либо неуверенность в том, как идет процесс развития лидеров, то это обычно связано не с обучением лидерству. Неуверенность возникает тогда, когда приходит пора предоставлять лидерам свободу действий....

Заинтересуйтесь увлечениями своего лидера

Один из секретов установления эмоциональной связи с лидером - это знать и разделять его интересы. Вы определили самые любимые проекты лидера, которые представляют для него наибольший интерес на работе? Если...

Чем вы лучше, тем выше ваш потенциал на завтрашний день

Кого учить сложнее всего? Того, кто никогда не пытался учиться. Убедить их принять новую идею - все равно что пытаться посадить помидоры в бетон. Даже если вам удастся это сделать,...

Заразитесь энтузиазмом своего лидера

Гораздо проще работать с человеком, энтузиазм которого вы разделяете. Когда вы и ваш приятель увлечены одним делом, например у вас общее хобби, то разве время не летит, как на крыльях,...

Лидерские умения одинаковы, только лига другая

Если вас повысили, не думайте, что все осталось по-прежнему потому, что новый офис располагается в нескольких шагах от старого. Когда вас призовут на другой уровень лидерства, качество вашей...

Признавайте свои ошибки

Недавно на форуме для исполнительных директоров, куда меня пригласили выступить с речью, я предложил присутствующим лидерам честно признаться в своих слабостях и не скрывать ошибки от людей, с которыми они...

Верьте в лучшее - оставляйте право на сомнения

Когда мы изучаем себя, то всегда верим в лучшее. Почему? Да потому что рассматриваем себя с точки зрения своих намерений. С другой стороны, когда мы смотрим на кого-то другого, то...

Говорите, что думаете, и думайте, о чем говорите

Как и любой другой тип лидерства, лидерство напрямую связано с установлением доверительных отношений. Когда Уинстона Черчилля спросили, какое качество, по его мнению, является главным свойством политика, тот ответил:...

Признайте свое естественное желание состязаться

Спустя четыре или пять лет после окончания колледжа меня пригласили играть в баскетбольной команде выпускников против тогдашней команды студентов. Во время своего студенчества я играл на позиции атакующего защитника, но...

Если вы стремитесь стать лидером, вам придется преодолевать искушение бороться за свою идею, пусть это и не самая лучшая идея. Почему? Потому что хорошие идеи слишком важны для...

Если вам удается вести за собой добровольцев, то вы сможете вести кого угодно

На недавней конференции, которая проводилась в День президентов, мы обсуждали лидерское совершенствование, и один исполнительный директор спросил меня: Как мне выбрать самого лучшего лидера из небольшой группы лидеров? На...

Приспосабливайтесь к слабостям лидера

Эксперт в области продаж и писатель Лес Гиблин сказал: Вы не сможете заставить другого человека чувствовать себя важной персоной в вашем присутствии, если втайне считаете его ничтожеством. Аналогично,...

Приносите людям пользу

Мало что способствует повышению доверия к лидеру в такой степени, как стремление принести пользу окружающим людям. Это в особенности верно в тех случаях, когда они не обязаны это делать и...

Содействие демонстрирует вашу благодарность за то, что вы являетесь частью команды

Китайская пословица гласит: Тот, кто пьет воду, должен помнить о том, кто рыл колодец. Благодарность является одним из самых привлекательных человеческих качеств; ходя иногда мне кажется - одним...

Как быть настоящим в условиях конкуренции

Самая бесполезная трата лидерской энергии - попытки заставить других считать себя совершенным. Это относится и к исполнительным директорам, и к лидерам в среднем звене организации. Ближе всего к совершенству люди...

Вставайте на сторону своего лидера в случае необходимости

Помогать своему лидеру - значит поддерживать его и вставать на его сторону в случае необходимости. Колин Пауэлл, бывший государственный секретарь США, получивший звание четырехзвездного генерала, говорил: Когда мы обсуждаем...

Облегчите ношу, лежащую на плечах своего лидера

Вы наверняка слышали выражение валить на других, что означает снимать с себя ответственность и перекладывать ее на других. Некоторые источники утверждают, что английское выражение pass the buck...

Оставьте гордость и притворство

Порой нам кажется, что, произведя впечатление на других, мы сможем оказывать на них влияние. Мы хотим быть героями в глазах окружающих, их кумирами. Это создает определенную проблему, ведь все мы...

Как люди реагируют на трудность планирования

Итак, возникает естественный вопрос: как вы собираетесь реагировать на трудность планирования? Несмотря на то что ваше собственное планирование нравится вам больше, чем чужое, но чтобы получить возможность реализовывать собственные мечты,...

  • Избегайте мелочных споров

    В большинстве коллективов случаются ссоры, возникает вражда, зависть, недовольство и мелочные споры, которые как ураган проносятся по организации. Мудрые лидеры в среднем звене организации избегают участвовать в них, даже если считают, что в состоянии их разрешить. Есть хорошая поговорка: Бульдог легко может одолеть скунса, но знает, что это все…

  • Сталкиваясь с проблемой, предлагайте решение

    Мне очень нравится комикс под названием Орешки, где Люси подходит к Чарли Брауну, который прислонился к стене, обхватив голову руками. Она смотрит на него и говорит: - Опять попал в передрягу, а, Чарли Браун? Чарли не отвечает, и Люси продолжает: - Знаешь, в чем твоя проблема? Твоя самая…

  • Научитесь говорить на языке босса

    Когда в 1944 году Чарли Уэтзел и я начали работать вместе, мне пришлось посвятить довольно много времени тому, чтобы помочь ему понять, как я мыслю, и освоить стиль моей речи. К тому времени Чарли получил степень магистра по английскому языку и был хорошим писателем, но пока он работал не на…

  • Как сделать более легкой ношу лидера

    Читая о том, что облегчение ноши лидера может вам помочь, вы наверняка сами можете назвать несколько способов. Рекомендую руководствоваться своими инстинктами. Но если вы вдруг не сможете решить, с чего начать, позвольте мне дать вам несколько рекомендаций. ДЛЯ НАЧАЛА ХОРОШО ВЫПОЛНЯЙТЕ СВОЮ РАБОТУ.Уилли Мейс, бейсболист из Галереи славы, говорил: …

  • Умение приспосабливаться - быстро адаптироваться к переменам

    Сотрудники в среднем звене организации, как правило, далеко не первыми узнают все новости. Они не принимают решений и не разрабатывают политику. Поэтому они обязаны научиться быстро адаптироваться. Когда дело касается лидерства в середине организации, то чем быстрее вы умеете адаптироваться к переменам, тем это лучше для организации. И вот почему.…

  • Надежность - на него можно полагаться в серьезных ситуациях

    Один из моих самых любимых законов, входящих в 17 неопровержимых законов работы в команде, это закон надежности: Члены команды должны иметь возможность полагаться друг на друга в серьезных ситуациях. Мне нравится этот закон, потому что он справедлив и имеет исключительное значение для командной работы. Если вы доверяете лидеру,…

  • Люди идут за лидером, которому они доверяют, - за лидером с характером

    Теоретик в области политики Томас Пейн сказал: Мне правятся люди, умеющие улыбаться, когда у них неприятности, черпающие силы в проблемах, и которые становятся только крепче от критики. Скудные умы усыхают, но тот, чье сердце твердо и чья совесть одобряет его поведение, будет неотступно бороться за свои принципы до самой…

  • Ваш характер определяет доверие

    Доверяют ли вам люди? Быстро ли ваши сотрудники начинают верить в то, что вами движет забота об их интересах? Или они ставят под сомнение ваши намерения и подозрительно оценивают мотивы, когда вы представляете на их суд новую идею? Ответ на этот вопрос вы найдете, проанализировав свой характер. Доверие не является…

  • Практикуйте свое мастерство сегодня

    Уильям Ослер, физик, написавший в 1892 году книгу Принципы и практика медицины (The Principles and Practice of Medicine), как-то обратился к группе студентов: Забудьте о будущем. Живите только настоящим моментом и настоящей работой. Думайте не о ее объеме, который необходимо выполнить, не о трудностях, которые…

  • Высоко цените лидерство

    Людям, которые управляют маленьким бизнесом, где работает один человек, нет нужды беспокоиться о лидерстве. Но для людей, управляющих крупными организациями, вопрос лидерства всегда стоит остро. Если на вас работает два или более человек, то без лидерства уже не обойтись. В некоторых организациях все внимание уделяется работе, а заниматься вопросом лидерства…

  • Ваш рост определяет потенциал

    Самый важный закон лидерства, которому я обучаю, это закон потолка: Способность к лидерству определяет уровень эффективности человека. Если качество вашего лидерства измеряется 5 баллами (по шкале от 1 до 10), то и эффективность ваша не превысит 5. Лидерство - это стеклянный потолок персональных достижений. То же самое относится…

  • О лидерстве в среднем звене организации - ее сердце

    Существует множество классических примеров лидерства: Уильям Уоллес ведет свое войско в сражение против армии, поработившей его народ. Уинстон Черчилль противостоит нацистской угрозе в то время, как большая часть Европы пала. Махатма Ганди возглавляет кампанию гражданского неповиновения - Соляной поход. Мэри Кэй Эш самостоятельно основывает компанию…

  • О свободе:

    Когда я доберусь до вершины иерархической лестницы, я не буду ничем ограничен.Иногда мне кажется, что люди совершенно неверно представляют себе суть лидерства. Многие уверены, что лидерство - это билет к свободе. Оно, возможно, разрешит все их профессиональные и карьерные проблемы. Но руководящие должности не являются панацеей…

  • Уважайте людей

    Мы склонны с одобрением относиться к людям, которые делают то, что нас восхищает. Это вполне естественно. Но если мы будем ценить лишь тех, кто похож на нас, то слишком многое упустим. Мы должны пытаться видеть и принимать чужой уникальный опыт, умения и учиться на них. Деннис Бэкк, глава компании AES…

  • Лидеры берутся за задания, которые не являются их прямыми обязанностями

    Нет ничего более раздражающего для лидера, чем сотрудник, который отказывается выполнять задания, потому что они не входят в его обязанности. (В подобных случаях большинству известных мне топ-лидеров хочется вообще попросить таких сотрудников уйти с работы!) У хороших лидеров совершенно иной подход. Они знакомы с правилом большой картины из…

Prev Next

Единое экономическое пространство (ЕЭП) - проект экономической и политической интеграции трёх государств СНГ: России, Казахстана и Белоруссии.

19 сентября 2003 года на саммите в Ялте главами России, Беларуси и Казахстана было подписано Соглашение о формировании ЕЭП. Соглашение предусматривало разработку комплекса основных мер по формированию ЕЭП, для осуществления которого требовалось заключение около пятидесяти договоров, также была утверждена Концепция о формировании ЕЭП, являющаяся неотъемлемой частью подписанного Соглашения о создании ЕЭП.

В июне 2006 года - принято решение, что дальнейшая работа по формированию Таможенного союза будет проходить на базе ЕврАзЭС с учетом наработок проекта ЕЭП. Организационные структуры по формированию ЕЭП теперь действуют на площадке Секретариата ЕврАзЭС. Целесообразность данного решения продиктована тем, что цели и задачи ЕврАзЭС и ЕЭП идентичны: создание общего рынка и единого экономического пространства.

Условия развития и функционирования Единого экономического пространства обеспечивает и регулирует Евразийская экономическая комиссия.

Краткая выдержка из Концепции формирования Единого экономического пространства:

  • Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
  • Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.
  • Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами
  • ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики
  • Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.
  • Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.
  • Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.
  • Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

. Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:

1)эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;

2)создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

3)проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;

4)развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;

5)создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

История создания:

23 февраля 2003 года президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство. Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент Ющенко, - то новое руководство поставило во главу угла идею Евроатлантической интеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов». Украина настаивала, чтобы уже в ближайшее время все четыре страны создали «зону свободной торговли без ограничений и изъятий», то есть отменили все квоты и пошлины. Если тарифные ограничения не будут сняты до конца 2005 года, Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП. «Украина рассматривает своё участие в ЕЭП только в формате создания зоны свободной торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы», - заявил Терёхин. В конце августа 2005 года на саммите глав стран-участниц Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают. 9 декабря 2010 года Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства: «Мы констатируем создание единого экономического пространства», - подчеркнул Лукашенко. 21 декабря 2010 года нижняя палата парламента Белоруссии, а 22 декабря верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП. 18 ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали документы следующего этапа интеграции:

2)Договор о Евразийской экономической комиссии.

3)Регламент работы Евразийской экономической комиссии.В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель - создание к 2015 году Евразийского экономического союза.

Краткая выдержка из Концепции формирования Единого экономического пространства: 1)Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

2)Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.3)Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами4)ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики5)Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.6)Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.7)Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.8)Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

15. Формы собственности в Российской Федерации .

Собственность - это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей. При этом несобственники данной вещи относятся к ней как к чужой.С точки зрения юриста - это право владеть, пользоваться и распоряжаться каким-либо имуществом. С точки зрения экономики - это материальные ценности, блага, которыми владеет, пользуется и распоряжается субъект.Формы собственности в РФ. Собственность в Российской Федерации подразделяется на частную, государственную и муниципальную . В свою очередь, в составе частной собственности различается собственность граждан и юридических лиц , государственной - федеральная собственность и собственность субъектов федерации, муниципальной - собственность городских и сельских поселений и собственность других муниципальных образований.Имущество, относящееся к государственной или муниципальной собственности, если оно не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны. В зависимости от того, кому принадлежит это имущество, оно составляет общегосударственную казну, казну субъекта федерации или муниципальную казну.Частная собственность - это собственность граждан на земельные участки, жилье, дома, садовые домики, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, денежные средства, ценные бумаги, предприятия в сфере производства товаров, бытового обслуживания и торговли, транспортные средства и иные имущества. Частными объектами собственник может распоряжаться по своему усмотрению (продавать, завещать, сдавать в аренду и т.д.).Частная собственность может- быть коллективно-долевой и индивидуально-долевой.Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов (краев, областей, республик) Федерации. Ею распоряжаются комитеты по управлению государственным имуществом на соответствующих уровнях. Объектами федеральной собственности являются имущество органов власти и управления РФ (здания, сооружения, оборудования, культурные и исторические ценности страны, воздушный, речной, наземный транспорт, средства Госбюджета, пенсионные, страховые и другие фонды, связь, топливно-энергетические комплексы и т. д.), которые необходимы для осуществления задач на уровне страны.В собственности субъектов РФ находятся имущества органов власти и управления краев, областей и республик (здания, сооружения, культурные и исторические ценности народов, населяющих эти территории, банки, предприятия, транспорт и т.д.).Муниципальная собственность - это собственность местных органов власти и управления, т. е. ею управляют местные органы самоуправления. К ней относятся городское, районное, поселковое имущество и имущество сельских населенных пунктов. Ее объектами являются средства местного бюджета, жилищный фонд, объекты тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, транспорт, коммунальное обслуживание, промышленные и строительные объекты, учреждения образования культуры и здравоохранения.

16. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство Российской Федерации: понятие и принципы построения .

Бюджет государства - схема доходов и расходов государства, устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований и местных бюджетов.Бюджетное устройство Российской Федерации - это организация бюджетной системы, принципы ее построения.Государственная бюджетная система РФ включает республиканский (федеральный) бюджет, 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). Как отмечалось, бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.Принципы бюджетного устройства в РФ : единство; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов всех звеньев бюджетной системы; сбалансированность бюджетов; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность, достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств.1) Единство бюджетной системы РФ - это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
2) Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью/ или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
3) Самостоятельность бюджетов - это наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ, и самостоятельное определение направления расходования средств соответствующих бюджетов. К собственным источникам доходов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти в составе РФ, местными органами управления.
4) Полнота отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в их полном объеме.
5) Сбалансированность бюджета - объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
6) Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.
7) Общее (совокупное) покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
8) Гласность - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.
9) Достоверность бюджета - реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10) Адресность и целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с установлением направления их на финансирование конкретных целей

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Кредитный вопрос