Кредитный вопрос

"Прежде всего, следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века" (В.В. Путин). Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 25 апреля 2005 года.

Главы трех республик, основателей СССР: Белоруссии (С. Шушкевич), России (Б. Ельцин) и Украины (Л. Кравчук) собрались в Беловежской пуще для подписания договора о создании Союза Суверенных Государств ССГ. Однако, ранние договоренности были отвергнуты Украиной и 8 декабря 1991 года они констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Органы власти СССР как субъект международного права прекратили существование 25-26 декабря 1991 года.

Россия объявила себя правопреемником и государством-продолжателем СССР, что было признано почти всеми остальными государствами. Остальные постсоветские государства (за исключением прибалтийских) стали правопреемниками СССР (в частности, обязательств СССР по международным договорам) и соответствующих союзных республик. Латвия, Литва и Эстония объявили себя продолжателями соответствующих государств, существовавших в 1918-1940 гг.

В рамках ООН все 15 государств считаются продолжателями соответствующих союзных республик, в связи с чем не признаются территориальные претензии этих стран друг к другу.

Единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить процесс распада СССР среди историков нет и в настоящее время. Причины и последствия распада СССР называются разные: политические, экономические, социальные и другие. Весь перечень невозможно охватить, они историчны, обширны и глубоки. Среди возможных причин называют следующие:

авторитарный характер советского общества, в частности гонения на церковь, преследование КГБ диссидентов, принудительный коллективизм, господство одной идеологии, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив;

центробежные националистические тенденции, присущие каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;

растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием, особенно в эпоху застоя и Перестройку, и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т.д.), запреты и ограничения (на размер садового участка и т.д.), постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;

диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности;

кризис доверия к экономической системе: в 1960-1970-е гг. главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало падение качества производимых в СССР товаров народного потребления. Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;

распад советский союз мировой

ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение "Адмирала Нахимова", взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;

неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы (экономическая реформа 1965 года);

инициированное американским правительством снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР (Е. Гайдар считал этот фактор определяющим);

моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени;

афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет.

Распад такой великой державы не мог пройти незаметно. Поскольку Советский Союз, жил и развивался как единый организм, отделившиеся части уносили с собой жизненно важные для страны объекты. Макаркин А. Геополитические последствия распада СССР / А. Макаркин // Голос России. - 12. 12.2011. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //rus.ruvr.ru/2011/12/12/62080167.html

Можно назвать лишь некоторые последствия распада для СССР:

утрачено более 5 млн. км 2 территории (СССР);

потеряны крупные порты на Балтийском и Черном морях;

в ресурсном отношении потеряны шельфы морей: Черного, Каспийского, Балтийского;

потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе;

появление на новых рубежах России ряда экономически слабых стран - бывших советских республик, для которых она, как в свое время СССР, вынуждена в тяжелых условиях оставаться "донором";

на юге Россия практически выполняет роль защитника Европы от исламского фундаментализма, что привело к ее участию, например, в военной конфронтации в Таджикистане;

на востоке Россия имеет крайне малочисленное население (всего 8 млн. человек живет на Дальнем Востоке) при экономической слабости региона, что способствует китайской и вьетнамской эмиграции, оцениваемой специалистами цифрами от 150-200 тыс. до 500 тыс. чел. и даже 2 млн.;

российская территория оказалась "отодвинутой" на север и восток.

Прибалтийским государствам (Литва, Латвия, Эстония) отошли самые современные порты, атомная станция, многие высокотехнологичные производства.

Самостоятельными стали Украина и Молдавия и были разорваны веками устоявшиеся хозяйственные связи, объединявшую: угольную, промышленную, металлургическую, транспортную и продовольственную систему.

Остались заграницей традиционные места отдыха в Крыму и Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан).

Гордость Советского Союза - космодром "Байконур" стал принадлежать Казахстану.

Получили независимость хлопковые плантации и месторождения стратегического сырья в средней Азии (Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия), но вместе с тем все границы страны были открыты настежь.

Таким образом, распад (развал) СССР и образование СНГ - событие, которое сравнимо с природной катастрофой, но которое по своим последствиям сложилось куда трагичнее.

Распад Советского Союза кардинально изменил не только Россию и пост советское пространство, но и конфигурацию всего мирового сообщества.

9 декабря 1991 года, мы проснулись в другой стране, разломы шли не только по земле, но и по судьбам нации и народов, каждая отделившаяся страна должна была выживать в одиночку, и Россия тоже. В результате подписания Беловежских соглашений были разорваны все существовавшие связи. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Разрыв этих связей сказался на жизни людей в постсоветском пространстве. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Резко обострились национальные отношения, что привело к межэтническим столкновениям почти во всех союзных республиках.

Союз Советских Социалистических Республик представлял собой искусственное образование. Слишком уж разными были республики, входящие в его . Эти касались буквально всего: уровня развития, менталитета народов, языков, религий. Такое может быть прочным и единым лишь в какого-то важного объединяющего фактора.

Например, в годы Великой Отечественной войны всем гражданам СССР приходилось бороться с общим внешним врагом – нацистской Германией.

В мирное же время для СССР таким объединяющим фактором была идеологическая и геополитическая борьба с блоком западных стран, возглавляемых США. В ходе этой борьбы Советский Союз поддерживал так называемые «страны народной » по всему миру, тратя на это колоссальные средства. Кроме того, еще большие средства уходили на поддержание баланса вооружений с блоком НАТО. Существовала вполне реальная угроза ядерной войны. Поэтому распад СССР и отказ от коммунистической идеологии привели к тому, что угроза крупномасштабной войны с применением оружия массового поражения резко уменьшилась, и это бесспорный плюс.

В СССР экономика была вынуждена «обслуживать политику», и это приводило к дефициту товаров народного потребления – продуктов, одежды, обуви, бытовой техники. После распада СССР понятие «товарный дефицит» довольно быстро исчезло.

Жители СССР не могли свободно ездить по миру. Зарубежная поездка требовала сбора массы документов, прохождения различных комиссий. После распада Советского Союза для миллионов его бывших граждан поездки за границу для ознакомления с достопримечательностями стали обычным делом. К этому можно относиться только положительно.

Однако распад огромного государства привел и к негативным последствиям. Для очень многих людей последующие годы накрепко отпечатались в памяти как «безумные 90-е». Тут и резкое падение жизненного уровня, и несправедливая приватизация, приведшая к колоссальному расслоению в доходах, и разгул криминала. Кроме того, в некоторых местах бывшего СССР сразу же разгорелись тлеющие очаги межнациональных конфликтов.

Например, в Таджикистане несколько лет бушевала настоящая гражданская война.

В СССР, при всех его недостатках, у граждан был высокий уровень социальной защищенности. Теперь же его нет, что вызывает у многих людей недовольство и беспокойство.

"Экономические последствия распада СССР"

империя экономический распад политика


Введение


Распад СССР, оформленный в Беловежской Пуще лидерами трех республик, является одним из важнейших событий конца XX века, результатом которого стало возникновение независимых суверенных государств. Более того, изменилась коренным образом геополитическая ситуация как в Европе, так и во всем мире. Здесь же стоит отметить экономический кризис, настигнувший в связи с разрывом хозяйственных связей Россию и другие государства бывшего Союза ССР.

СССР - это могущественная империя и процесс ее распада является ни чем иным, как крушением крупной империи.

В связи с этим существует противоположное утверждение или скорее предположение о том, что все империи рушились, распадались, гибли из-за невозможности совместить сущность империи, как одновременно самораспадающейся и саморазрушающейся системы. На современном уровне это следует принимать, как исчерпанность страной своих пространственных рамок, и не понимание государством необходимости изменения направленности внешней и, прежде всего внутренней политики. По принципу аналогий здесь усматривается едва ли не главная причина распада СССР и естественно, его внутриэкономических связей, то есть всего социалистического народнохозяйственного комплекса.

В период с 1917 по 1991 гг. происходила не иначе как Великая революция, и все существование Советского государства лишь переходный период к новой российской государственности. Именно развал армии привел к развалу СССР. Есть мнение о несовпадении этнополитики и геополитики СССР.

Актуальность темы состоит в том, что многие вопросы, связанные с анализом причин и последствий распада Союза ССР, по сей день являются предметом острых дискуссий.

Целью исследования является рассмотрение глубинных предпосылок и причин распада Союза ССР, а так же экономические последствия.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие поставленные задачи:

Изучить события, непосредственно предшествовавшие распаду СССР;

Выявить основные предпосылки и причины падения мировой сверхдержавы;

Рассмотреть сам процесс распада СССР;

Проанализировать экономические последствия распада СССР;

Сделать выводы.

Более того необходимо уделить особое внимание международным аспектам распада СССР, поскольку международная конъюнктура сыграла довольно важную роль в событиях, являющихся предметом исследования.

Предметом реферата является совокупность теоретических и практических аспектов механизма распада СССР.


1. Социально-экономическое состояние страны


После смерти Л.И. Брежнева Генеральным секретарем ЦК КПСС в ноябре 1982 года стал Ю.В. Андропов, возглавлявший до этого Комитет государственной безопасности. С его именем связаны административные меры, меры по укреплению трудовой дисциплины, разоблачению коррупции. Однако политическая и экономическая системы оставались неизменными. Не стремился к проведению каких-либо реформ и сменивший Андропова К.У. Черненко, занимавший пост Генерального секретаря ЦК КПСС с февраля 1984 года в течение тринадцати месяцев.

После избрания в 1985 году Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева в СССР наступает новый период, период «перестройки» и смены социально-экономической системы.

В апреле 1985 года на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» за счет более полного использования потенциала социалистической системы - укрепления трудовой дисциплины и интенсивной эксплуатации производственных мощностей и внедрения достижений научно-технического прогресса.

В мае 1986 года было опубликовано постановление ЦК КПСС и Совета министров «О мерах по усилению борьбы с «нетрудовыми доходами». Началась кампания борьбы с «нетрудовыми доходами». Формально она направлялась против крупных дельцов теневой экономики; на практике же главными его жертвами стали кустари, мелкие торговцы, колхозники и горожане, выращивавшие фрукты и овощи на продажу.

Серьезный ущерб экономике и финансовой системе нанесла антиалкогольная кампания 1985 года, которая привела к катастрофическому росту самогоноварения и токсикомании и выбытию из товарооборота за четыре года этой кампании более 63 миллиардов рублей. Были вырублены многие виноградники, разрушены винодельческие предприятия.

В 1986 году стало ясно, что курс на ускорение оказался неэффективным и что без серьезных политических, экономических и социальных преобразований ситуацию исправить не удастся. В феврале - марте 1986 года состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был принят ряд экономических и социальных программ, предусматривающих новую инвестиционную и структурную политику. Предусматривалось также выполнение многих долгосрочных программ, например, «Жилье - 2000» и другие.

На XXVII съезде КПСС М.С. Горбачев заявил, что принципиальным вопросом на данном этапе является вопрос о расширении гласности; без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в употреблении.Средства массовой информации стали получать больше свободы в описании существовавших на тот момент проблем. С конца 1986 года стали публиковаться запрещенные прежде книги, на экраны выходили ранее лежавшие годами на полках фильмы.

Реформа политической системы.

Процесс «суверенизация России» привел 1 ноября 1990 года к принятию постановления об экономическом суверенитете России.

В этот период происходило образование различных партий, не имевших значительного влияния. Все они находились в оппозиции к КПСС, которая все продолжала контролировать союзные структуры власти. Однако и КПСС переживала довольно серьезный кризис. XXVIII съезд партии в июле 1990 года привел выходу из нее наиболее радикальных членов во главе с Борисом Ельциным. Численности партии в 1990 году резко снизилась - с 20 до 15 миллионов человек. Политическая обстановка в стране вышла из-под контроля. Развернулась борьба с коммунистической идеологией; особым нападкам подвергались такие понятия, как интернационализм, классовая борьба, пролетарская солидарность, дружба народов. При этом националисты во всех республиках СССР на основе исторических построений и искажений экономических расчетов стремились к сепаратизму, доказать, что они нации живут за счет других.

В условиях такого многонационального государства, как СССР, эта пропаганда носила деструктивный характер, способствовала формированию в обществе сознания необходимости и неизбежности развала государства. Главную роль в этом пропаганде играла националистически настроенная интеллигенция, которая, по сути, была идеологом и рупором националистической партийной элиты и представителем уголовно - теневой экономики. Все они стремились к власти, к достижению своих узкогрупповых интересов и были против крепкой центральной власти, которая мешала им в достижении их целей. Разжигались межнациональные конфликты, которые в конце 1980-х - начале 1990-х годов прокатились по стране (в Казахстане, Азербайджане, Армении, Узбекистане, Киргизии, Грузии, Молдавии, Крыму и других республиках). Именно эти конфликты способствовали развалу государства, и из партийных функционеров и представителей националистической интеллигенции вышли лидеры, впоследствии ставшие главами новых государств, созданных на развалинах СССР.

В течение 1990-1991 годов прошел так называемый «парад суверенитетов», в ходе которого все союзные (в том числе и РСФСР) и многие из автономных республик приняли декларации о суверенитете, в которых оспаривали приоритет общесоюзных законов над республиками, что начало так называемую «войну законов».

Руководство союзных республик, краев и областей видело путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении еще больших прав и экономических возможностей регионам в решении на местах экономических и социальных проблем. При этом их требования выразились в движении за оставление в распоряжении регионов большей по сравнению с прежним периодом доли созданного там национального дохода. Естественно, это вело к уменьшению доли, поступающий в централизованные фонды государства.

Все вышеперечисленное нашло отражение и в борьбе союзного и республиканских парламентов. Пришедшие на гребне волны демократического движения в Верховный Совет экономически неквалифицированные депутаты вместо поиска путей выхода их кризисной ситуации, создания законодательной базы для улучшения экономической обстановки в стране, усиления депутатского контроля за формированием и использованием правительством бюджетных средств занимались разрушительной политической деятельностью, направленной на противостояние центра и регионов.

Таким образом, призывы к более быстрым, радикальным реформам в политике и экономике способствовали усилению кризисных явлений в экономике и политическом кризисе в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве, сопровождавшимися массовыми выступлениями населения и кровавыми столкновениями. Народные фронты прибалтийских республик поставили вопрос о выходе из состава Союза ССР и начали процесс преобразования их в независимые государства. К 1991 году о независимости объявил Верховный Совет Грузии.


2. Некоторые особенности внутренней и внешней политики СССР в конце 1980-х- начале 1990-х годов - содержание и важнейшие результаты


марта 1991 года по решению IV съезда Советов народных депутатов СССР было проведено всенародное голосование - референдум - о сохранении СССР. 76,43% проголосовавших высказывались за сохранение СССР. В этих условиях руководство СССР приняло решение о подготовке нового союзного договора, в котором должно было найти свое отражение расширение прав союзных республик. На основе концепции референдума предполагалось заключение нового союза - Союза Суверенных государств.

Однако в августе 1991 года, накануне подписания нового договора, группа лиц из высшего состава руководства страны - Г. Янаев, О. Бакланов, В. Крючков, В. Павлов, Д. Язов и другие - воспользовавшись отсутствие М.С. Горбачева, пребывавшего в отпуске, ввела в стране чрезвычайное положение и объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению, пытаясь отстранить от власти Президента СССР М.С. Горбачева и тем самым не допустить, по их мнению, развала СССР путем подписания нового союзного договора. Сопротивление ГКЧП возглавило политическое руководство РСФСР - Б.Н. Ельцин, А.В. Руцкой, Р.И. Хасбулатов.

Провал путча ускорил сам процесс развала СССР. В начале сентября руководство СССР призвало независимость Латвии, Литвы и Эстонии.

ноября 1991 года указом президента Б.Н. Ельцина деятельность КПСС и Коммунистической партии РСФСР была прекращена.

декабря 1991 года в Беловежской Пуще президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали Соглашение о прекращении существования СССР («Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование») Соглашение о создании Содружества Независимых Государств / Ведомости СНД и ВС РСФСР. 19.12.1991. № 51. ст. 1798. и образовали Содружество Независимых Государств. Это соглашение было ратифицировано Верховным советом РСФСР 12 декабря 1991 года.

На основе бывших союзных республик были образованы самостоятельные независимые государства. 25 декабря 1991 года М.С. Горбачев сложил с себя полномочия президента. Советский союз прекратил свое более чем 70-летнее существование. Распад СССР привел к ликвидации баланса сил двух мировых сверхдержав - СССР и США.

Международные аспекты распада СССР

Большинство отечественных и западных исследователей рассматривают причины и последствия распада СССР в контексте «холодной войны». Отметим, что этот термин был впервые употреблен Б.Барухом - американским финансистом, советником президента США - в ходе дебатов на конгрессе в 1947 году.

Именно противостояние двух мировых сверхдержав и определяло все развитие мира после 1945 года.

Здесь нельзя не напомнить, что Россия, а затем СССР, в двух мировых войнах понесли колоссальные людские, экономические и территориальные потери. Что же касается США, то они из Второй, как и из Первой мировой войны, вышли с наименьшими из всех участвующих стран потерями; более того, за счет поставок того же оружия сумели неплохо заработать во время Второй мировой. Это вызвало немыслимый подъем их экономики и помогло преодолеть последствия «великой депрессии» 1929 - 1933 годов Наумов Н.В. Международные аспекты распада СССР.

Экономические и социальные последствия, вызванные «холодной войной», в СССР и США значительно различались. Если на военные цели в этот период США израсходовали в среднем около 6 процентов их национального дохода, на поддержание необходимого военного потенциала НАТО - около 30%, то доля СССР в военных расходах стран Варшавского договора - ОВД - составляла 80% Там же.. Таким образом, США, более богатая держава, израсходовала средств на военные цели меньше, чем СССР.

СССР выдерживал противостояние с экономически мощным США в течение более 40 лет, главным образом, за счет милитаризации своей экономики и поддержанию низкого жизненного уровня населения (по сравнению со стандартами развитых индустриальных стран). В конечном счете, к концу семидесятых общая экономическая отсталость СССР привела к качественному ухудшению советского военно-технического потенциала, а это в свою очередь привело к ослаблению уже международных позиций СССР.

Экономическое отставание отрицательно сказывалось и на внутреннем социально-экономическом развитии СССР и его союзников.

В ходе «перестройки» руководство СССР, предпринявшее попытку применить методы повышения эффективности экономики («ускорение социально - экономического развития»), пришло к выводу, что выход на мировой уровень невозможен без ее интеграции в мировую экономику, а это, в свою очередь, требовало радикальных изменений, причем не только форм хозяйствования, но и всей государственно-политической системы СССР. Советское руководство это понимало и в 1987 - 1991 годах предприняло попытку сохранить СССР как великую мировую державу посредством проведения политики нового мышления. Но возможным это могло бы стать только при глобальной перестройке всей системы международных отношений, что, само по себе, практически нереально.

Международные последствия распада СССР также рассматриваются по-разному. Большинство исследователей оценивают эти последствия как глобальные. По мнению одних, крушение СССР есть геополитическая катастрофа, выходящая за пределы понятия «система международных отношений»; другие считают, что развал СССР можно рассматривать как конец системы международных отношений, сложившихся после Второй мировой войны, как перевод от биполярного к многополюсному миру.

Территория бывшего СССР стала районом нестабильности и локальных вооруженных конфликтов. Распад СССР можно квалифицировать как развал некогда существовавшего единого международного правового пространства.

Что же касается современности, то независимые государства, которые возникли на территории бывшего Советского Союза, до сих пор не нашли формы эффективного политического и экономического сотрудничества, хотя СНГ существует, но нет никакой уверенности в том, что дезинтеграция остановится. Именно по этой причине для бывших республик СССР остро стоит вопрос о своем месте в новом мире, перед ними задача суметь занять свою нишу в системе новых международных отношений.

Последствия распада СССР

В 1987 году принята экономическая реформа. Главная ее идея переход от административных методов к экономическим. Упразднялись министерства и ведомства, расширялась самостоятельность предприятий, усилилась нехватка продовольствия и товаров, плановые задания в народном хозяйстве не выполнялись, из чего следовал бюджетный дефицит и сокращение экспорта нефти, принимались законодательные акты, цель которого - совершенствование управления экономикой. Политика, начало которой положил этот съезд, получила название «перестройка«. Она означала осуществляемый сверху переход к демократизации политического строя и допуску рыночных отношений в экономике. Это выражалось, прежде всего, в снижении роли КПСС в общественной жизни, в возрождении парламентаризма, гласности, в ослаблении централизованного руководства экономикой, в повышении прав и ответственности региональных органов власти. Все эти действия руководства страны имели положительную направленность, и в этом несомненная историческая заслуга М.С. Горбачева. По сути это означало, что осуществлялся вариант реформирования экономики, когда при регулирующей роли государства должно было происходить постепенное разгосударствление части общественной собственности и внедрение в экономику рыночных отношений.

В ноябре 1986 года был принял Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», разрешающий индивидуальное предпринимательство в сфере производства товаров народного потребления и бытового обслуживания. В 1987 году Совет министров СССР принял постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления», разрешившее создание совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран.

С 1987 года началась разработка глубокой экономической реформы. В этой работе участвовали видные советские экономисты.

В этом же году был принят Закон «О государственном предприятии (объединении)», который предусматривал переход предприятий на хозрасчет и самофинансирование. Продукция, произведенная после выполнения госзаказа, могла реализовываться по свободных ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчет внедрялся во все отрасли народного хозяйства. Однако предоставление трудовым коллективам государственных предприятий права выбора директоров и предоставление предприятиям полномочий регулировать заработную плату привели к зависимости директоров предприятий от решений трудовых коллективов и повышении заработной платы, не обеспеченной наличием на потребительском рынке соответствующего объема товаров.

Наметившаяся децентрализация производства дала определенные положительные результаты. В 1986 году показатели советской экономики несколько возросли, в том числе в сельском хозяйстве. В значительной степени это определялось ростом инвестиций, что, однако, сопровождалось увеличением бюджетного дефицита, который в 1985 году составил 18 миллиардов рублей, а уже в 1986 году увеличился почти втрое Там же. - с. 565. Дефицит отчасти был вызван сокращением валютных поступлений, продолжавшейся Афганской войной, чернобыльской трагедией 1986 года и потерями от антиалкогольной кампании. Так как бюджетный дефицит финансировался за счет денежной эмиссии, то его рост приводил к увеличению дефицита на потребительском рынке. С прилавков исчезало самое необходимое, в магазины не поступали даже мыло, сахар и табачные изделия. Повсюду вновь вводились талоны и карточки покупателя.

В мае 1988 года был принят Закон СССР «О кооперации в СССР», разрешивший кооперативам заниматься любыми, не запрещенными законом видами деятельности, в том числе торговлей, и существенно расширивший возможности кооперации.

В 1989 - 1990 годах экономическая ситуация быстро ухудшалась. Старая административная система управления рушилась, новая, рыночная, не создавалась из-за нерешительности властей. Правительство было вынуждено прибегнуть к иностранным займам. Государственный долг к 1990 году более чем вдвое превысил уровень 1985 года. Летом 1990 года было принято постановление «О концепции перехода к регулируемой экономике». Разрабатывались антикризисные программы. Одна из них - «Программа 500 дней», разработанная С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским, которая предусматривала перевод предприятий на аренду и приватизацию. Для реализации была выбрана программа, разработанная под руководством директора Института экономики АН СССР Л.И. Абалкина, которая предусматривала сохранение государственного сектора в экономике более длительное время.

В январе 1991 года правительство в трехдневный срок осуществило обмен 100- и 50-рублевых купюр на купюры нового образца. Суммы обмена были жестко ограниченны. Формально это мера направлялась против дельцов теневого бизнеса, на практике из обращения было изъято всего лишь 5% той суммы, которая считалась избыточной. В апреле 1991 года были вдвое повышены все государственные цены (в торговле, на транспорте, бытовом обслуживании и т.д.). Механическое повышение цен, не сопровождавшееся реформой ценообразования, также не оздоровило экономику, а лишь усилило инфляцию.

На пути к расширению рынка:

Реорганизация банковской системы;

Принят Закон «Об общих началах предпринимательства СССР»;

Произошли изменения в сельскохозяйственном производстве. Сельскохозяйственное производство разделилось на фермерские и крестьянские хозяйства. В 1990 г. в фермерском хозяйстве производился 1% всей продукции сельского хозяйства.

Негосударственный сектор получал все большее распространение в экономике.

Экономическая реформа не улучшила положение дел в народном хозяйстве. В 1989-90 гг. Резко падают темпы роста производства промышленной продукции, зато поднялся дефицит госбюджета, росла безработица. В 1990 г. Было 6 млн. безработных человек.Не меньшую угрозу таили экономические составляющие Беловежского акта. Внезапная, без какой-либо предварительной подготовки, ликвидация Союза привела к дезинтеграции единой и слаженно функционировавшей экономики. Это не только послужило толчком к разрушению государства, но и стало главной причиной резкого падения производства на всех бывших советских территориях, которое в 1990-е годы сократилось почти вдвое, что в свою очередь способствовало обнищанию населения и распространению сопутствующих бедности социальных патологий, оставшихся «главным фактом» российской жизни и в начале XXI века.

Ещё более важные последствия имела экономическая мотивация, лежавшая в основе поведения элит, поддержавших в 1991 году Ельцина. Как писал тринадцать лет спустя одни из бывших сторонников Ельцина, «почти все происходившее в России после 1991 года в значительной мере бывшего СССР». У этого явления также были печальные исторические прецеденты. Дважды в российской истории ХХ века основные богатства нации подвергались крупномасштабной конфискации: в 1917-1918 годах, когда в ходе революции была национализирована земельная, промышленная и прочая собственность помещиков и буржуазии, и в 1929-1933 годах, когда сталинская коллективизация лишила собственности 25 миллионов крестьян. И в обоих случаях последствия продолжали терзать страну ещё долгие годы.

Советские элиты присвоили себе огромные богатства страны, которые десятилетиями определялись законом и идеологией как «собственность всего народа», нимало не заботясь при этом ни о формальной процедуре, ни об общественном мнении. Для того чтобы сохранить господствующее положение, а также в целях личного обогащения, они нуждались в самых ценных кусках государственной собственности, которые распределялись бы «сверху», без участия законодательных органов или представителей общественности. И они получили желаемое - сначала самостоятельно, путем «стихийной приватизации», а затем, после 1991 года, приватизации», а затем, после 1991 года, с помощью президентских указов Ельцина. В итоге над приватизацией также с самого начала нависла тень двойной не легитимности: в глазах закона, и в глазах населения.


Заключение


В заключении можно сделать следующие выводы.

Конец XX века ознаменован таким событием, как падение мировой сверхдержавы - Союза ССР. Причин и предпосылок этого события было предостаточно.

С середины восьмидесятых годов началась «перестройка» не столько политической системы, но и как экономической жизни советского общества, были проведены некоторые демократические преобразования, результатом которых стала ликвидация монополии Коммунистической партии Советского союза на власть, переход к многопартийности.

Все понимали, что нужно переходить к расширению рыночных отношений.

На пути к расширению рынка:

Разрешена индивидуальная трудовая деятельность;

Создание кооперативов по производству нескольких видов товаров;

Предприятия могут продавать самостоятельно сверхплановую продукцию;

Реорганизация банковской системы.

На сегодняшний день, спустя уже более 20 лет после вышеописанных событий, не утихают споры о причинах и последствия прекращения существования данного государства, о возможных путях решения существовавших проблем и о иной возможной судьбе Союза ССР. Эта тема сохраняет свою актуальность и по сей день, поскольку многие материалы и акты советской власти были засекречены и только сейчас, в последние 2-3 года, стали доступны для ознакомления обычным гражданам, и только сейчас появляется возможность ответить на ряд вопросов, на которые, как казалось, ответа уже не найти.

Список использованной литературы


Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики / Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств / Ведомости СНД и ВС РСФСР. 19.12.1991. № 51. Ст. 1798.

Актуальные проблемы новейшей истории России. -Армавир, 2010.

Баталов Э. Перестройка и судьба России. //ОНС. - 2012. - №2.

Исаев И.А. История государства и права России: учеб. -М.: Проспект, 2010. - 800с.

Колубев А.В. Россия, век ХХ. //Отечественная история. -1992. - №4.

Коэн Стивен. Можно ли было реформировать советскую систему // Свобода мысли. -2012. -№1. С. 136-162.

Коэн Стивен. Почему распался СССР? // Свободная мысль. -2011. -№9-10. С. 179-189

Наумов Н.В. Международные аспекты распада СССР. Выборы в России. // Научный журнал. Выпуск 1, 2000.

Саква Р. Конец эпохи революций 1989-1991 годов. //Полис. - 2010. - №5.

Стельмах В.Г. продуктивный взгляд на причины распада СССР // ОНС. -2011. -№1. С. 106-125.

Тихонов А.И. История отечественного государства и права. -М., 2013.

Торутин У.К. Развал Союза. Был ли неизбежен распад СССР? // Свободная мысль.-2012. -№1.С.163-177

Фортунатов В.В. История отечественного государства и права (документы, таблицы, словарь). Учебное пособие. - М., 2010.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Определение 1

Распад СССР – это комплекс процессов дезинтеграции во всех сферах общественной жизни СССР, приведший к прекращению существования государства СССР в 1991 г.

Распад СССР

Союз Советских Социалистических Республик был создан в 1922 г. и изначально включал в себя несколько республик. Со временем в Союз начали включаться и другие республики, количество которых в итоге достигло 15. Согласно Конституции, союзные республики считались суверенными, а также каждая могла свободно выйти из состава СССР. Формально они могли вступать в отношения с другими государствами, но на самом деле, эти инициативы требовали согласования с центральным руководством. Кроме того, все значимые партийные должности в республиках утверждались в Москве.

Управление устаревшими методами, замалчивание и нежелание решать многие проблемы, авторитаризм власти привели к тому, что государство не могло больше существовать в таком виде. Среди факторов, приведших к распаду, можно назвать следующие: развитие государственного капитализма, неудачные реформы «перестройки», отказ от прежней скрепляющей идеологии, увеличение количества межэтнических конфликтов, ослабление центральной власти, ошибки во внешней политике и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Последствия распада СССР 420 руб.
  • Реферат Последствия распада СССР 260 руб.
  • Контрольная работа Последствия распада СССР 220 руб.

Введение гражданских и политических свобод, «гласность» привело к росту гражданской самостоятельности и вскрытию национальных проблем. Многие республики заявили о своей независимости и желании отсоединиться, выйти из состава Союза. 1989-1991 гг. были периодом «парада суверенитетов», когда республики одна за одной принимали Декларации о независимости.

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», куда вошли Россия, Украина, Белоруссия. 26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР приняли «Декларацию о прекращении существования СССР» в связи с появлением СНГ.

Замечание 1

Итогом распада СССР стало появление государственной независимости 15 бывших республик СССР.

Последствия распада СССР можно поделить на положительные и отрицательные.

Положительные последствия

К таковым относятся:

  • смена экономической формации. В СССР было обычным понятие «дефицита товаров», так как из-за «железного занавеса», самообеспечения продукцией, плановой (административной) экономики товаров зачастую просто не хватало; теперь же был осуществлен переход к капитализму и рыночной экономике, что позволяло людям приобрести все необходимые товары;
  • исчезновение «железного занавеса». СССР был достаточно закрытой страной, поэтому заграничные путешествия были недоступны для большинства населения страны (максимум – поездка в соцстраны). Теперь границы открыты, что положительно сказывается на развитии туристического бизнеса;
  • свобода творчества. В СССР государственная цензура строго следила за деятелями искусства, контролируя все выходящие фильмы, песни, книги и т.д. Это затрудняло представителям творческих профессий заниматься своим делом. После распада СССР никакой цензуры не существовало, что благоприятно сказалось на творчестве деятелей искусства;
  • свобода слова. Советская цензура следила также и за политическими взглядами общества. Люди могли подвергаться арестам и репрессиям за высказывания против режима. Отказ современной России от таких мер, безусловно, является положительным следствием;
  • свобода печати. В СССР выходили лишь официальные газеты и журналы, проверенные цензурой; теперь же есть масса и неофициальных СМИ, где допускается критика действующей власти;
  • международная разрядка. В течение почти полувека между СССР и США велась «холодная война», державшая мир в постоянном напряжении, так как в любое время их противостояние могло вылиться в боевые действия. Распад СССР ослабил положение России и бывших республик, сделав сверхдержавой только Штаты.

Отрицательные последствия

К негативным последствиям относятся:

  • экономический кризис, в который вступила страна сразу после распада. Дефолты, инфляция, попытки спасти экономику «шоковой терапией» привели к обесцениванию сбережений многих людей и критическому положению экономики;
  • распространение безработицы. Административная экономика хороша тем, что каждого обеспечивала работой; переход к новой экономической системе привел к тому, что граждане должны были сами искать работу, а работодатель сам решал, брать их или нет, что привело к известным проблемам;
  • рост коррупции и бандитизма. Анархия, которая господствовала в России в 1990-е г. способствовала росту криминала, который начали искоренять в 2000-е;
  • снижение авторитета рубля. В советское время рубль считался надежной валютой, теперь же к нему относятся с подозрением и предпочитают переводить деньги в западные валюты;
  • рост классового расслоения в стране. В СССР граждане были более-менее уравнены в доходах (не считая элиты), теперь же в силу новой экономической системы заработные платы населения сильно различаются;
  • снижение влияния России в мире. Авторитет СССР в международной политике был просто огромен, а вот современная Россия, ослабленная процессами 1990-х годов, по многим показателям проигрывает Европе и США.

После 1991 г. мир стал однополярным, а не биполярным. Раньше милитаризму и империализму капиталистическим США противостоял социалистический СССР, то есть в мире существовало две модели развития. После этого мир стал ориентироваться только на модель либеральной демократии как в США. В том числе и Россия, однако копирование западных черт развития без адаптации их к своей стране не сказывается положительно на ее развитии.

Общественная система России находилась в разрухе (перестройка системы органов власти, экономический кризис, политическое противостояние и т.д.), ее восстановление идет и в наши дни. В других бывших республиках этот процесс также не завершился, и находится даже еще на более низкой стадии (например, Киргизия, Узбекистан).

Распад СССР

Распад СССР 8 декабря 1991 года является одним из самых значительных событий мировой истории 20 века. Это единственная оценка, которая прилагается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы связаны с анализом причин и значением распада СССР остается предметом острых дискуссий.

Причины распада

1. СССР создавался в 1922 году, как федеративное государство. Однако с течением времени он все больше превращается в государство унитарное, управляемое из центра. Проблема межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались. Накопленные противоречия сделали распад СССР неизбежным.

2. СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному принципу. Конституция 24, 36, 77 содержит нормы о суверенитетах республик, входящие в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов.

3. сложившийся в СССР единый народно-хозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи стали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий.

4. сложившаяся политическая система базировалась на тесной централизованной власти, реальным носителем, в которой было ни сколько государство, сколько коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата его руководящему роли вели к распаду страны.

5. единство и целостность союза значительной степенью обеспечивалось его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы, ценности создавали духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями..

6. политический, экономический, идеологический кризисы, которые переживал СССР в последние годы своего существования привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических верхов. Парад суверенитетов 1990 гола ясно показал настроение и намерение партийно-государственной элиты.

Значение распада

Распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств, коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе м во всем мире, разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах. Возникли проблемы, связанные с судьбой русских оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом.

Политический кризис 1992 - 1993 годов в России

Противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны -- Президент России Б. Н. Ельцин , и контролируемая им исполнительная ветвь власти, сторонники Ельцина, с другой стороны -- руководство и большая часть депутатского Верховного Совета и Съезда народных депутатов.

1 декабря 1992 года -- в Москве открылся седьмой Съезд народных депутатов

9 декабря 1992 года -- Съезд народных депутатов не утвердил представленную Б. Н. Ельциным кандидатуру Е. Т. Гайдара на пост Председателя Правительства

10 декабря 1992 года -- Президент Б. Н. Ельцин выступил на Съезде, подверг резкой критике его работу, предложил к обсуждению идею всероссийского референдума и попытался сорвать его заседание, уведя с заседания своих сторонников из числа депутатов

11 декабря 1992 года -- по инициативе Председателя Конституционного Суда прошли переговоры Президента Б. Н. Ельцина и Председателя Верховного Совета

12 марта 1993 года -- Съезд народных депутатов отменил постановление «о стабилизации конституционного строя»

20 марта 1993 года -- Президент Б. Н. Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу, в котором объявил о приостановке действия Конституции и введении «особого порядка управлении»

26 марта 1993 года -- в Москве собрался девятый чрезвычайный съезд народных депутатов

21 апреля 1993 года -- Конституционный Суд принял постановление по вопросу о порядке подсчета голосов на референдуме

1 мая 1993 года -- в Москве состоялась демонстрация противников Президента

20 мая 1993 года -- Президент объявляет о созыве Конституционного Совещания в Москве

30 сентября 1993 года -- Президент формирует Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу

22 октября -- Президент принимает указ об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ

24 декабря -- Президент подписал ряд указов, направленных на приведение законов Российской Федерации в соответствие с новой Конституцией

23 февраля 1994 года -- Государственная Дума приняла постановление об амнистии участников октябрьских событий 1993 года . Участники событий согласились на амнистию, хотя и не признали себя виновными. Все следственные действия по событиям сентября -- октября были прекращены.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Кредитный вопрос