Кредитный вопрос

Осуществление валютного регулирования возлагается на Правительство РФ и Центральный банк РФ, которые являются органами валютного регулирования.

Для осуществления возложенных на органы валютного регулирования функций Центральный банк РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования в соответствии с указанным Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Центральный банк РФ, Правительство РФ, а также специально уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых упомянутым Федеральным законом, без ограничений.

Под валютными операциями понимаются:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что валютные операции представляют собой юридически значимые правомерные действия субъектов публичного и частного права в отношении валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, в результате совершения которых возникают, изменяются или прекращаются вещные права на валютные ценности, возникают, изменяются или прекращаются вещные права нерезидентов на валюту РФ или внутренние ценные бумаги либо происходит трансграничное физическое или юридическое перемещение валютных ценностей, валюты Российской Федерации или внутренних ценных бумаг.

Валютные отношения, регулируемые финансовым правом. В тех случаях, когда валютные отношения складываются в процессе осуществления финансовой деятельности государства, т.е. возникают по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, они являются валютно-финансовыми правоотношениями.

Валютно-финансовые отношения возникают при осуществлении практически всех видов финансовой деятельности, хотя их значение внутри каждого вида существенно различается.

Можно выделить следующие виды валютно-финансовых правоотношений.

Прежде всего, это валютные правоотношения в сфере образования государственных и муниципальных денежных фондов. Эти отношения обеспечивают исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов с использованием валютных ценностей.

Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность осуществления в иностранной валюте:

а) исполнения обязанности по уплате налога иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 3 ст. 45);

б) взыскание в бюджет налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов (абз. 2 ч. 5 ст. 46).

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента (абз. 3 ч. 5 ст. 46);

в) взыскание налога за счет принадлежащих налогоплательщику или налоговому агенту - организации валютных ценностей (ч. 4 ст. 47, ч. 7 ст. 48).

На валютные ценности взыскание обращается при отсутствии у налогоплательщика или налогового агента средств на счетах и наличных денежных средств;

г) возврат нерезидентам излишне уплаченной или взысканной суммы налога, а также пени в валюте Российской Федерации (ч. 10 ст. 78, ч. 6 ст. 79).

Отметим, что возврат налога никогда не производится в иностранной валюте, даже если он был в ней уплачен. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте Российской Федерации по курсу ЦБ РФ на день, когда произошла излишняя уплата налога.

В свою очередь, согласно ТК РФ в иностранной валюте могут производиться с соблюдением валютного законодательства:

а) авансовые платежи, вносимые на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров (ч. 1 и 2 ст. 330);

б) уплата таможенных пошлин и налогов (ч. 2 ст. 331).

При этом платеж допускается только в той иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ. Пересчет валюты Российской Федерации в иностранную валюту для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленных в валюте Российской Федерации, производится по курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а в случаях, когда обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов не связана с подачей таможенной декларации, надень фактической уплаты (ч. 3 ст. 331);

в) взыскание в федеральный бюджет денежных средств, внесенных в кассу или на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (денежный залог), при неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом (ч. 3 ст. 345).

В качестве залога может использоваться только иностранная валюта, курс которой котируется ЦБ РФ (ч. I ст. 345);

г) взыскание таможенных платежей в бесспорном порядке с валютных банковских счетов плательщика, за исключением ссудных счетов, в сумме, эквивалентной сумме подлежащих уплате таможенных платежей в валюте РФ по курсу ЦБ РФ на день фактического взыскания, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах (ч. 4 ст. 351).

При взыскании денежных средств, находящихся на валютных банковских счетах, начальник таможенного органа или его заместитель одновременно с инкассовым поручением (распоряжением) направляет поручение банку плательщика на продажу денежных средств плательщика, хранящихся в иностранной валюте, не позднее следующего дня.

Кроме того, валютными правоотношениями является ряд отношений, обеспечивающих образование источников финансирования дефицита бюджетов путем совершения валютных операций (ч. 1 ст. 113 БК РФ): Сюда относятся отношения по;

а) привлечению государственных и муниципальных займов путем выпуска ценных бумаг.

При этом, если Российская Федерация вправе привлекать займы как в иностранной валюте из внешних источников, так и в валюте Российской Федерации от нерезидентов (п. 2 ст. 94, абз. 3 ч. I ст. 98 БК РФ), то субъекты РФ (абз. 2 ст. 95, абз. 3 ч. 3 ст. 99 БК РФ) и муниципальные образования (абз. 2 ст. 96, абз. 3 ч. 3 ст. 100 БК РФ) в рамках валютно- финансовых отношений имеют возможность привлекать только рублевые займы от нерезидентов;

б) привлечению кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Наконец, к валютно-финансовым правоотношениям относятся и некоторые правоотношения в сфере организации денежной системы. Это расчетные отношения с использованием иностранной валюты.

Безналичные расчеты в иностранной валюте на территории РФ производятся:

а) между резидентами и нерезидентами - без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 7, 8, 11 Закона о валютном регулировании, в отношении которых могут устанавливаться валютные ограничения (ст. 6);

б) между резидентами только в случаях, предусмотренных ст. 9 Закона о валютном регулировании;

в) между нерезидентами без ограничений, за исключением случаев, предусмотренных ст. 11 Закона о валютном регулировании (ч. 1 ст. 10).

Правовое регулирование является важной и необходимой частью осуществления управления обществом и представляет собой влияние на поведение людей с помощью определенных средств. Совокупность этих средств образует механизм правового регулирования. Следовательно, отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой специфический механизм .

Несмотря на использование термина «валютное регулирование» в наименовании и тексте Федерального закона N 173-ФЗ, в законодательстве РФ до сих пор нет легального определения этого понятия .

В научной литературе по валютному праву можно встретить различные определения валютного регулирования. Так, авторы учебника «Валютное право» указывают, что валютное регулирование - это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка и совершение валютных операций .

В интересующем нас плане попытаемся исследовать правовое регулирование валютных отношений с позиции финансового права.

Ю.В. Смирникова указывает, что финансово-правовое регулирование валютных отношений охватывает важнейшие моменты, а именно осуществление валютного регулирования и валютного контроля, которые представляют собой один из институтов финансового права .

Таким образом, исследование особенностей финансово-правового регулирования валютных отношений представляется необходимым начать с анализа современного финансового права, финансово-правовых норм, метода финансового права, финансовой деятельности государства, финансово-правовой ответственности.

Финансовые отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, рассматриваемые во взаимосвязи с финансовой системой, охватывают ту ее часть, которая «замыкается» на государственных денежных фондах и денежных фондах муниципальных образований. Это бюджетные фонды; государственные и муниципальные внебюджетные фонды; государственный и муниципальный кредит; государственные и муниципальные страховые фонды; финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий .

Как указывает Ю.В. Тютина, проблемы правового регулирования валютных отношений на современном этапе в Российской Федерации становятся все более актуальными и значимыми. Это прежде всего связано с вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) и постепенной отменой валютных ограничений на осуществление валютных операций, включая валютные операции движения капитала, поскольку одним из требований государств - членов ВТО было требование либерализации валютного законодательства .

Валютные отношения регулируются нормами, относящимися к различным отраслям права, в том числе финансовому, гражданскому, административному, международному, исходя из конституционных норм .

Следовательно, финансово-правовое регулирование валютных отношений охватывает отношения:

  • 1) по осуществлению валютного регулирования и валютного контроля, которые представляют собой один из институтов финансового права;
  • 2) по поводу образования государственных денежных фондов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также по распределению и использованию финансовых ресурсов государства;
  • 3) в сфере реализации компетенции органами государственной власти, осуществляющих финансовую деятельность государства .

Все это представляет собой механизм финансово-правового регулирования валютных отношений. И можно сделать вывод, что финансово-правовое регулирование не может существовать без механизма регулирования отношений и привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства, о чем мы продолжим подробней говорить в параграфах 2.4. и 2.5.

В правовом отношении валютная политика оформляется валютным законодательством страны - совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в России и за ее пределами, а также двусторонними и многосторонними соглашениями, заключаемыми между государствами по валютным проблемам.
Одним из средств реализации валютной политики России является валютное регулирование - государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, оперативное руководство и валютный контроль со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. В сложной обстановке социально-экономических преобразований текущая валютная политика России основана на сочетании частичной либерализации валютных операций при сохранении валютных ограничений и контроля. Из традиционных форм валютной политики, известных в мировой практике, в России применяются валютные ограничения; регулирование режима валютного курса; девизная политика в форме валютных интервенций; управление золотовалютными резервами; регулирование степени конвертируемости рубля. Основной формой валютной политики России является ограничение операций с валютными ценностями, регулирование ввоза и вывоза валюты, в том числе и российской денежной единицы - рубля.
В этом плане основное регламентирующее значение среди законодательных актов в области валютных операций имеет закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., который устанавливает принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.
В соответствии с этим актом выделяются операции, которые имеют непосредственную связь с осуществлением как внешнеэкономической, так и инвестиционной деятельности. К ним относятся: 1) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; 2) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей; 3) осуществление международных денежных переводов.
Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» все операции, связанные с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. В первую категорию валютных операций входят переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследств, а также другие аналогичные операции.
К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся: прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения права на участие в управлении предприятием; портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг; переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней; все иные валютные операции, не относящиеся к текущим валютным операциям.
Кроме того, Законом предусмотрены иные положения, имеющие краеугольное значение для регулирования участия в валютных отношениях субъектов хозяйственного оборота. Так, определены две категории лиц - резидентов и нерезидентов, и установлены различные условия, при которых могут осуществляться валютные операции обеих категорий, в зависимости от того, совершает ли их лицо, являющееся резидентом или нерезидентом.
В соответствии с положениями пункта 5 ст. 1 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» к резидентам относятся: физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации; дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации; находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов-предприятий и организаций, имеющих статус юридического лица, и не имеющих такового. К нерезидентам Законом отнесены физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства; находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов, юридических лиц и организаций без статуса юридического лица, созданных в соответствии законодательством иностранных государств и имеющих местонахождение за пределами Российской Федерации.
Установленное законом разделение валютных операций на две вышеуказанные категории, а также разграничение в отношении лиц, осуществляющих указанные операции (на резидентов и нерезидентов), имеет принципиальное значение как средство осуществления Российской Федерацией государственной валютной политики. Условия, при соблюдении которых могут осуществляться текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала, характеризуются существенными отличиями. Так, на основании п. 1 ст. 6 Закона резиденты вправе осуществлять текущие валютные операции без ограничений. Однако для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, требуется разрешение Центрального банка Российской Федерации. Нерезидентам же законом предоставлено право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил; продавать и покупать иностранную валюту в соответствии с установленными Банком России правилами. В отношении переводов, вывоза и пересылки из Российской Федерации валютных ценностей Законом разрешается совершать указанные операции без разрешения Центрального банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации только в том случае, если эти валютные ценности ранее были переведены, ввезены или пересланы в Россию или были приобретены в России в соответствии с требованиями рассматриваемого закона. Во всех остальных случаях перевода, вывоза и пересылки нерезидентами из России валютных ценностей требуется разрешение Центрального банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
При осуществлении внешнеэкономической деятельности все ее участники, как резиденты, так и нерезиденты, используют операции, относимые действующим законодательством к категории текущих валютных операций, условием совершения которых является соблюдение порядка и сроков их проведения. Порядок проведения текущей валютной операции определяется Правительством и Центральным банком Российской Федерации и по существу сводится к тому, чтобы сторона, осуществляющая соответствующую текущую валютную операцию (перевод для осуществления расчетов по контракту, получение или выдача кредита и пр.), предоставляла агентам валютного контроля, каковыми являются, в частности, уполномоченные банки, документы, подтверждающие реальность сделки (контракт, грузовые таможенные декларации и др.) и то, что данная валютная операция, являющаяся необходимой для проведения сделки, действительно относится к категории текущей и не связана с движением капитала. Установление для текущих валютных операций ограничительного срока в 180дней для кредитования экспортно-импортных операций и для получения или предоставления кредитов является необходимой мерой, имеющей целью защиту внутреннего валютного рынка России от несанкционированной «утечки» капитала за границу.
В противном случае, как отмечается специалистами, была бы не исключена возможность применения следующей схемы, предусматривающей инструменты, свойственные отношениям по внешнеэкономической сделке: заключение контрактов, носящих притворный характер; перечисление валютных средств за рубеж в адрес контрагента-нерезидента; срыв поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг «по вине» нерезидента; продолжительное урегулирование спора в досудебном порядке; возврат той же суммы денежных средств через длительное время контрагенту-резиденту; понесение последним существенных убытков, что подразумевает уменьшение налогооблагаемой базы или банкротство резидента, а в результате - использование валютных средств продолжительное время за границей, получение от них дохода, уплата нерезидентом налогов в пользу страны пребывания нерезидента и недополучение российским бюджетом суммы налогов и таможенных платежей от предприятия-резидента России.
В отношении валютных операций, связанных с движением капитала, закон «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает как для резидентов, так и для нерезидентов существенные ограничения при совершении указанных операций. Пункт 4 ст. 8 указанного Закона определяет, что нерезиденты вправе осуществлять операции, которые не относятся к текущим и не относятся к вывозу или пересылке из России ранее ввезенных ими валютных ценностей, только в порядке, установленном Центральным банком и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Пункт 2 ст. 6 Закона предписывает, что валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.
В качестве примера определения Центральным банком Российской Федерации такого порядка осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, отошлем к его письму «Основные принципы предоставления Центральным банком Российской Федерации разрешений российским юридическим лицам-резидентам на участие в капитале банков и иных кредитно-финансовых учреждений за границей» от 28 апреля 1993 г. № 35, которым установлены определенные требования к резидентам для получения разрешения Банка России на осуществление операции, связанной с движением капитала: наличие у банка-резидента генеральной валютной лицензии на право совершения операций в иностранной валюте; определены формы участия «уполномоченных банков» в капитале банков и иных кредитно-финансовых учреждений за границей; установлен минимальный пакет акций в размере 50 процентов, который обеспечивал бы резиденту контроль за деятельностью иностранного контрагента; наличие экономического обоснования проекта и указание цели вывоза капитала; обязанность резидента по предоставлению Центральному банку финансовой и статистической отчетности и другие требования, максимально препятствующие необоснованному вывозу, «утечке» капитала за границу.
Установленные действующим правом требования, предъявляемые к порядку совершения валютных операций, связанных с движением капитала, являются необходимыми экономическими мерами, способствующими защите внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
В соответствии с письмом ЦБ России от 25 октября 1994 г. покупка российским физическим или юридическим лицом недвижимости, акций, ценных бумаг и т.д. за границей должна была осуществляться только по разрешению ЦБ РФ. Согласно Положению о порядке проведения в Российской Федерации некоторых валютных операций от 24 июня 1996 г. (в ред. письма ЦБ РФ от 3 февраля 1997 г. и приказов ЦБ РФ от 27 августа 1997 г. и 24 октября 1997 г.) особо регламентировались валютные операции в рамках приобретения недвижимой собственности. Приказом ЦБ РФ от 24 апреля 1996 г. № 02-94 требование о получении разрешения Центробанка было заменено на более либеральное, вследствие чего предусматривалось уведомление ЦБ РФ. Однако вступление в действие рассматриваемых положений должно осуществляться на основе специального решения Совета директоров ЦБ РФ, которое до сих пор не издано (см. об этом выше, в гл. 18).
В целях ограничения вывоза капитала из страны Банком России определен лицензионный разрешительный порядок открытия российскими гражданами счетов в банках за пределами РФ, за исключением случаев открытия ими счетов на время пребывания за границей. Совершенные российскими гражданами (а также предприятиями и организациями) указанные сделки или действия без лицензий Банка России, то есть с нарушениями действующего законодательства, должны признаваться недействительными, действия - незаконными, а все полученное по этим сделкам или в результате таких действий подлежит изъятию в доход государства на основании ст. 14 закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле».
Обеспечением соблюдения валютного законодательства при осуществлении резидентами и нерезидентами валютных операций занимаются органы валютного контроля и их агенты. Высшими органами валютного контроля в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством РФ являются Центральный банк России, Правительство Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются, как правило, уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации.*
* Нужно заметить, что подобные контрольные функции российских банков не являются исключительными, если иметь в виду мировую практику. В 1975 г. в Базеле (Швейцария) был создан Комитет по вопросам банковского надзора и регулирования, в который входят руководители центральных банков десяти промышленно-развитых государств Европы. В 1997 г. при участии представителей 15 стран, включая и представителей органов банковского надзора РФ, были разработаны Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью, известные как «Базельские принципы» (См.: Федосеева Г.Ю. Международное частное право. М., 1999. С. 169).
В сфере банковского законодательства Российской Федерации, определяющего валютно-финансовые условия внешнеэкономической и инвестиционной деятельности предприятий, фирм и физических лиц, не являющихся резидентами, представляет интерес инструкция Центрального банка Российской Федерации «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации» от 16 июля 1993 г. №16. В соответствии с указанной Инструкцией лицам, признанным нерезидентами в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставлено право открытия в уполномоченных банках Российской Федерации рублевых счетов в порядке, установленном Инструкцией. Для обслуживания экспортно-импортных операций нерезидентами, имеющими право осуществлять предпринимательскую деятельность, ими могут быть открыты текущие рублевые счета типа «Т» в уполномоченном банке Российской Федерации на основании договора банковского счета. Для осуществления инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации нерезидентам открываются инвестиционные рублевые счета типа «И».
Инструкцией установлены правила открытия указанных счетов нерезидентами, перечень документов, необходимый для открытия каждого из счетов, а также режимы пользования счетом. Не останавливаясь подробно на анализе положений данной Инструкции ЦБ РФ, отметим, что основной целью этого и иных нормативных актов является обеспечение работы механизма проведения нерезидентами расчетов при осуществлении как внешнеэкономической, так и инвестиционной деятельности,* с одной стороны, и пресечение возможности необоснованного привлечения нерезидентами средств на свои рублевые счета, проведения конвертации валюты Российской Федерации и последующего вывоза (перечисления, пересылки) валютных средств за рубеж во избежание дестабилизации внутреннего финансового рынка Российской Федерации, с другой стороны.
* Так, Положением ЦБ РФ от 7 июля 1997 г. № 482 «О регистрационном порядке оплаты иностранными инвесторами участия в уставном (складочном) капитале организаций-резидентов Российской Федерации» предусмотрен упрощенный порядок открытия рублевого счета типа «И», если он является разовым. Для открытия данного счета нерезиденту не требуется представлять в уполномоченный банк справку из органа государственной налоговой службы РФ о постановке на учет в налоговом органе. Формой контроля в подобном случае становится информирование со стороны уполномоченного банка в соответствии с п. 2.3. указанного Положения о факте открытия нерезиденту такого счета соответствующих налоговых органов по месту регистрации банка.
Контроль за осуществлением валютных операций и соблюдением валютного регулирования обеспечивается в том числе и с помощью таких средств, как, например, регламентирование деятельности иностранных банков на территории данного государства, открытие представительств и филиалов. В этом отношении как в Российской Федерации, так и в других странах используются нормы специальных актов.*
* В качестве примера см., в частности, положение Украины «О порядке создания и регистрации коммерческих банков», утвержденное Постановлением Национального банка Украины от 27 марта 1996 г. № 77. В этом документе имеется особый раздел, касающийся открытия представительств иностранных банков на территории Украины, а также филиалов и представительств украинских банков в зарубежных странах. Предпосылкой регистрации представительства иностранного банка в Украине, как свидетельствуют положения акта, является первоначальная регистрация такового в Министерстве внешнеэкономических связей Украины (п. 6.1).
В настоящее время, когда в условиях напряженного дефицита валютных, золотовалютных резервов и иных финансовых и материальных ресурсов Российской Федерации, создавшегося в результате кризисных событий 17 августа 1998 г., которые продолжают остро себя проявлять, контроль за проведением валютных операций всеми участниками рынка стал еще более насущным вопросом. В этом плане обращают на себя внимание последние акты, принятые в целях его обеспечения. Так, ЦБ РФ в указании от 12 февраля 1999 г. № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства» на основании ст 9, 13 закона «О валютном регулировании и валютном контроле», ст 75 федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» конкретизировал порядок предоставления информации в ЦБ РФ о некоторых валютных операциях, производимых юридическими лицами-резидентами. В частности, такая информация должна направляться в Банк России уполномоченными банками во всех случаях совершения валютной операции на основании договора, если последний отвечает хотя бы одному из перечисленных в документе признаков.
В число таких признаков входит отсутствие в договоре положений об уплате контрагентами-нерезидентами штрафных санкций за несоблюдение сроков платежей/поставок товаров или обеспечения ими исполнения своих обязательств. Необходимым основанием для представления информации является и обстоятельство связанности договорных отношений с оффшорными юрисдикциями - например если в контракте предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, где расположены оффшорные зоны, перечень которых установлен в Приложении 1 к Указанию. Соответствующий признак образует также предусмотренный контрактом авансовый платеж в пользу нерезидента, превышающий 30 процентов от цены импортируемого товара (работы, услуги, результата интеллектуальной деятельности) либо превышающий сумму, эквивалентную 100 тысячам долларов США. Кроме того, в числе признаков указывается уплата резидентом процентов и иных дополнительных платежей в пользу нерезидента, предусмотренная кредитным договором (договором займа), в совокупности превышающих в год 20 процентов от основной суммы кредита или займа; полное неисполнение нерезидентом обязательств по контракту и осуществление возврата ранее произведенного аванса; получение денежных средств либо товаров, работ и услуг нерезидентами, не являющимися стороной в договоре, имеющем в качестве предмета импорт или экспорт резидентом товаров (работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности); заключение договоров от имени резидентов - юридических лиц, период деятельности которых с момента государственной регистрации не превышает трех месяцев.
Указанные меры должны помочь российскому государству в обеспечении противодействия несанкционированной утечке и неоправданным потерям валютных средств.

Правовое регулирование валютных отношений относится к публично-правовому регулированию. Основным законодательным актом в этой области является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Важная роль принадлежит также принятым в его развитие другим федеральным законам, нормативным актам, издаваемым Центральным банком РФ.

Целью указанного Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации, стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического развития.

Указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой и ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля являются: приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; единство внешней и внутренней валютной политики России; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при выполнении валютных операций .

Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ). Государство эмитирует деньги и устанавливает различного рода пределы использования иностранной валюты и иных валютных ценностей. Так, использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории РФ по обязательствам допускается в случае, порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке (п. 3 ст. 317 ГК РФ). Россия является участником Соглашения Международного валютного фонда и руководствуется его положениями .

Особый порядок использования валютных ценностей призван поддержать внутреннюю валюту, предотвратить утечку валюты за рубеж, сформировать доходные статьи бюджета.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Правительство РФ и Центральный банк РФ. В пределах своей компетенции Правительство РФ и Центральный банк РФ издают акты органов валютного регулирования, обязательные к исполнению резидентами и нерезидентами.

Особый порядок использования валютных ценностей призван поддерживать внутреннюю валюту, предотвращать утечку валюты за рубеж, формировать доходные статьи бюджета. Так, например, купля- продажа иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки (п. 1 ст. 11 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений. Вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг резидентами и нерезидентами подлежит определенной регламентации в указанных выше целях.

Указанный Федеральный закон обязывает также резидентов и нерезидентов при совершении валютной операции в установленных законом случаях выполнить требование о резервировании. Суть его состоит во внесении на отдельный счет в уполномоченном банке суммы резервирования, размер и срок резервирования которой определены органом валютного регулирования. Сумма резервирования вносится резидентом или нерезидентом в валюте Российской Федерации до или не позднее дня совершения валютной операции (в зависимости от требования закона). Сумма резервирования подлежит возврату уполномоченным банком резиденту или нерезиденту в день истечения срока резервирования.

В качестве способов обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом могут быть использованы наряду с безотзывным аккредитивом, банковской гарантией и векселем договор имущественного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, причитающегося резиденту; договор страхования риска гражданской ответственности нерезидента, предпринимательского риска резидента, в том числе неполучения резидентом или невозврата ему денежных средств либо невозврата или непоставки ему товаров.

В настоящее время при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках валюты, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Резиденты должны в сроки, указанные в договорах (контрактах), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию (неполученные на таможенной территории) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Важной составной частью валютного регулирования является валютный контроль. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с упомянутым Федеральным законом и другими федеральными законами. Органы валютного контроля - Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. Агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг (схема 8).

Основные задачи валютного контроля сводятся к контролю за поступлением валютной выручки за экспортированные товары; проведением обязательной продажи части валютной выручки экспортерами; поступлением товаров в Российскую Федерацию по импортным контрактам; поступлением товаров в Российскую Федерацию по бартерным контрактам. Среди документов, подлежащих валютному кон-

Схема 8. Валютный контроль в Российской Федерации тролю, следует обратить внимание на документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов; документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов (подп. 9 ч. 4 ст. 23 указанного Федерального закона).

К первичным документам валютного контроля, несомненно, относятся должным образом оформленные внешнеторговые договоры (контракты), т. е. с наличием всех требуемых реквизитов. Вторичными документами валютного контроля являются паспорта сделок, учетные карточки и карточки платежа . Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для валютного контроля согласно Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле». По каждому экспортному или импортному контракту (в том числе по бартерной сделке) оформляется паспорт сделки, он подписывается банком, в котором открыт валютный счет экспортера или импортера и который будет осуществлять расчеты по контрактам. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах по установленной стандартной форме и в соответствии с установленным порядком.

Такова в общих чертах система валютного контроля и, в частности, система контроля за репатриацией (возвратом) валютной выручки российских экспортеров. Основными чертами ее являются:

создание новой законодательной базы, регулирующей валютные отношения (включение многих норм, содержавшихся в подзаконных актах, Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» и других федеральных законах);

многоступенчатость системы (она охватывает участников экспортно-импортной или бартерной сделки; уполномоченные банки, органы государственной власти, в том числе таможенные органы; контроль осуществляется на всех этапах - от заключения договора (контракта) до поступления валюты на счет экспортера);

параллельный контроль за поступлением валюты и товаров в Российскую Федерацию со стороны уполномоченных банков, Федеральной таможенной службы, органов и агентов валютного контроля.

Таким образом, если резидент не обеспечит поступление валютной выручки в Российскую Федерацию, против него могут быть применены финансовые санкции, а в случае серьезного нарушения может быть возбуждено уголовное дело. Если импортер не имеет документа, подтверждающего полное поступление товара на территорию РФ, с него в бесспорном порядке взыскивается стоимость неполученного товара и на него налагаются установленные законодательством РФ санкции.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое внешнеторговая сделка и каковы ее особенности?
  • 2. Раскройте принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
  • 3. Назовите методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
  • 4. Расскажите об источниках правового регулирования внешнеторговой деятельности.
  • 5. Дайте общую характеристику договора международной купли-продажи по Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи.
  • 6. Каковы особенности договоров, регулирующих внешнюю торговлю услугами?
  • 7. Расскажите о лицензионном договоре и договоре франчайзинга как о правовых инструментах внешней торговли объектами интеллектуальной собственности.
  • К резидентам указанный Федеральный закон относит прежде всего физическихлиц, имеющих постоянное место жительство в Российской Федерации, юридическиелица, созданные в соответствии с законодательством РФ, Российскую Федерацию,субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых этим Законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. К нерезидентам относятся физические лица, постоянно проживающие в иностранном государстве, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ. Валютными операциями являются: сделки между резидентами, между нерезидентами, между резидентами и нерезидентами по приобретению и отчуждению валютныхценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, а также использование их в качестве средств платежа.
  • В последнее время все острее ставится вопрос о переходе в международных расчетах с доллара на рубль, чтобы защитить суверенитет России.
  • См.: Синецкий Б. И. Основы коммерческой деятельности: учебник. М., 1998.С. 650-654.

Источниками правового регулирования валютных отношений являются: Федеральный закон «О валютном регулировали и валютном контроле» № 3615-01 от-9 октября 1992 г. (в ред федеральных законов от 29 декабря 1998 г, № 192-ФЗ, от 5 июля 1999 г. № 128-ФЗ, от 31 мая 2001 г. № 72-ФЗ), отдельные положения федеральных законов «О банках и банковской деятельности» (ст. 5,36), «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 35, 61, 70), «О драгоценных металлах]» драгоценных камнях» (ст. 1, 2, 6, 8, 15, 20, 21), Закон РФ № 120-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте», Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормальные документы Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Основу современного валютного законодательства составляет Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который не предполагали принятия в свое развитие ни одного закона. Данный Закон ориентируется только на акты подзаконного характера.
Валютная система - это форма организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственным соглашением. Валютные отношения - это одна из разновидностей денежных отношений, которая возникает при функционировании денег в международном обороте. Кроме того, валютные, отношения включают повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций.
Я Валютный рынок представляет собой рынок, на котором национальная валюта одной страны может обмениваться на национальные валюты других стран. Главную роль на рынках иностранной валюты играют крупные банки различных стран (они носят название торговых банков), которые расположены или имеют отделения в крупнейших центрах торговли иностранной валютой, таких как Лондон, Токио, Цюрих. Обменная ставка представляет собой количество рублей, необходимых для покупки одного доллара.
Деньги, обслуживающие международные отношения, называются валютой.
Валютные системы подразделяются на национальную, региональную и мировую.
Национальная валютная система базируется на национальной валюте. Под национальной валютой понимают денежную единицу страны. Национальная валюта существует в наличной [форме (банкноты, монеты) и в безналичной (остатки на банковских счетах). Эмитентами национальной валюты являются национальные центральные и коммерческие банки.
Основными элементами национальной валютной системы являются следующие:
национальная валюта;
национальное регулирование международной валютной ликвидности;
режим курса национальной валюты;
национальное регулирование валютных ограничений и условий конвертируемости национальной валюты;
режим национальных рынков валюты и золота;
национальные органы, осуществляющие валютное регулирование.
Под валютой Российской Федерации в Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» понимается:
а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты;
б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях РФ;
в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.
Ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации, - это платежные документы (чеки, векселя и т.д.), эмиссионные ценные бумаги (включая акции и облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение эмиссионных ценных бумаг, и другие долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации.
Под иностранной валютой Закон понимает
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки,
б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах
К валютным ценностям относятся,;
а) иностранная валюта;
б) ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, - платежные документы (чеки, векселя и т.д.), эмиссионные "ценные бумаги (включая акции, облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг, и долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте,
в) драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий,
г) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому таких изделий устанавливаются Правительством РФ,
Валютные операции включают:
а) операции, связанные с переходом права собственности и иных нрав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
б) ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
в) осуществление международных денежных переводов,
г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации
Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
Под текущими валютными операциями понимаются следующие операции
а) переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортное операции на срок не более 90 дней,
б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней,
в) переводы в Российскую Федерацию и из нее процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала,
г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из нее, включающие - выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей,
- оплату расходов, связанных с командированием работников за рубеж,
- платежи в связи с принятием наследства,
- платежи, связанные с погребением умершего,
- выплаты денежных компенсаций жертвам политических репрессий, членам их семей и наследникам,
- оплату приобретения и строительства за пределами территории РФ зданий для нужд дипломатических представительств, консульских учреждений и постоянных представительств РФ при международных, межгосударственных (межправительственных) организациях,
- средства на содержание дипломатических и других официальных представительств государства за рубежом,
- платежи, связанные с нотариальными и следственными действиями, платежи, связанные с судебными и арбитражными издержками, платежи по возмещению расходов арбитражным и административным органам, а также суммы государственной пошлины, уплаченные в связи с произведением указанных действий и рассмотрением дел в судах;
- выплаты денежных средств на основании приговоров, решений и определений судебных, следственных и других правоохранительных органов;
- платежи за участие в международных конгрессах, симпозиумах, конференциях, спортивных и культурных мероприятиях, а также в других международных встречах, выставках и ярмарках, за исключением затрат на капиталовложения и других материальных затрат;
- плату за обучение граждан одного государства в образовательных учреждениях другого государства, лечение граждан одного государства в лечебно-профилактических учреждениях другого государства;
- выплату авторских вознаграждений;
- взносы в международные общественные объединения;
- расходы, связанные с гастролями артистов;
- иные валютные операции, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
Валютные операции, связанные с движением капитала, включают:
а) прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав па участие в управлении предприятием;
б) портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более $0 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)"
д) предоставление и получение финансовых кредиток на срок более 180 дней;
е.) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
Уполномоченные банки - это банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций.
Свободно конвертируемая валюта - это иностранная валюта, которая без ограничений обменивается на валюту другого иностранного государства при осуществлении текущих валютных операций.
Отсчет сроков платежа при осуществлении расчетов, связанных с экспортом товаров, ведется с даты фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.
Важнейшими понятиями системы валютного регулирования являются понятия «резидент» и «нерезидент». В Законе РФ «О банках и банковской деятельности» даны следующие определения этих понятий.
1. Резиденты.
физические лица, имеющие постоянное местожительство Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за ее пределами;
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации с местонахождением в РФ;
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации с местонахождением в РФ,
дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за ее пределами;
филиалы и представительства, находящиеся за пределами Российской Федерации, названных ранее юридических лиц, а также предприятий и организаций, таковыми не являющихся.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Кредитный вопрос