Кредитный вопрос

Об импортозамещении не говорит сегодня только самый ленивый. Но товары из зарубежья будут везти всегда. Это означает, что придется соблюдать правила уплаты и расчета налога при импортных операциях. При этом необходимо использовать два совершенно разных подхода: импортные операции из государств ЕАЭС и из остальных стран. В статье мы разберем, как платить и не платить НДС при импорте товаров .

Как рассчитать ставку при покупке товара за границей. Право на затраты, учитываемые при налогообложении

Чтобы понять, как платить НДС при импорте товара необходимо найти код ввозимой продукции по Единому таможенному тарифу ТС . После этого установленный код соотнести со списками товаров , при ввозе которых уплачивают тариф 10%. Если найти кодировку в принятых Правительством РФ списках не удалось, применяйте ставку 18% (с 01.01.2019 - 20%).

Размер НДС при импорте товаров декларант определяет самостоятельно по каждой товарной группе товаров отдельно. Если возникнут трудности, обращайтесь к нашим специалистам! Мы можем организовать для вас весь процесс ввоза.

Лицо, уплатившее НДС при ввозе продукции, вправе претендовать на налоговый вычет суммы этого налога. Главное, чтобы имелись сертификаты соответствия и качества продуктов. Например, производители пиццы могут ее назвать «итальянским пирогом» и получить льготы по уплате НДС, указав состав изделия. Арбитражные суды часто защищают предпринимателей в этом вопросе.

Как платить НДС при зарубежной закупке

При ввозе в наше государство продукции из других стран необходимо платить НДС (п. 2 ст. 11, пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Товаром считается оборудование, материалы, любые ТМЦ, которые ввозят для последующей продажи или употребления. Осуществляют налоговый платеж, который является в то же время таможенным сбором. Вам необходимо знание налогового и таможенного законодательства. Таможенное законодательство часто изменяется.

Налоговое бремя или обязанность по уплате налога при ввозе заграничной продукции возложена на покупателя. Именно он в таможенном органе уплачивает НДС за импорт, согласно п. 1 ст. 174 НК РФ. Если вы ввозите товар в Россию из страны, которая состоит в ЕАЭС, то п. 13 приложения 18 к соглашению о ЕАЭС предписывает уплачивать налог в ИФНС.

Оплата налога является обязательным условием очистки товара таможней. Ее производят до того, как груз покинет таможню. Импортер должен знать, как рассчитывается НДС при импорте товаров и какова ставка НДС при импорте товара . Если таможня применила иной таможенный тариф, который оказался выше, чем посчитал покупатель, он может обратиться в вышестоящую таможню.

Какие товары можно ввозить без уплаты НДС

Некоторые товары можно ввозить в РФ без уплаты НДС. Для выяснения этого вопроса необходимо понять:

  • по какой таможенной процедуре будет проведена его очистка;
  • свободна ли от уплаты налога конкретная товарная группа.

Минфин проясняет некоторые вопросы в письмах: http://docs.cntd.ru/document/902362204 , http://docs.cntd.ru/document/902323330 .

Для каких таможенных процедур необходимо уплачивать «ввозной» НДС

Налоговый тариф

Типичный налоговый тариф при ввозе зарубежной продукции составляет 0%, 10% (продовольствие, медицинские, детские товары) и 18% (с 01.01.2019 - 20% применяется к товарам, которые отгрузили в 2019 году).

Как рассчитать НДС: пример

Чтобы определить, какой НДС при импорте товаров , нужно умножить налоговую базу на ставку. При ввозе из ЕАЭС, например, офисной мебели на сумму 60 тыс. руб. применяем тариф 18%. Акциз в расчете не участвует. Итого, налоговая база составила 60 тыс. руб. Умножаем 60 тыс. руб. на 18%, получаем к уплате НДС=10,8 тыс. руб.

Куда нужно уплатить «ввозной» НДС и в какой срок

НДС оплачивается таможенному органу в течение 15 дней с даты пересечения грузом границы РФ. Задержка перечисления налога компенсируется пеней в размере 1/300 ключевой ставки, которую умножают на полную цену груза, опираясь на данные из декларации.

Как платят налог лица, работающие на УСН и ОСНО

Какой НДС при импорте товара при УСН и ОСНО - этот вопрос интересует небольшие компании. По общему правилу, такие фирмы рассчитывают НДС как при работе с импортными операциями из стран ЕАЭС.

Недавно, 4 сентября 2018 года, Минфин России издал письмо № 03-07-08/62931, которым пояснил, как принимать к вычету НДС, уплаченный комиссионером на УСН при ввозе зарубежных товаров. Чтобы принять уплаченный налог к вычету, необходимо купленный товар поставить на учет. Комиссионер должен представить бумаги об уплате налога, копию таможенной декларации на ввоз, оформленные для внутренних нужд по процедуре выпуска товара. Налоговый режим плательщика при этом не имеет значения.

Вычет НДС по ввозу: получение

После уплаты НДС на таможне его плательщики вправе заявить о праве на вычет при наличии определенных условий (п. 1, 2 ст. 171 НК РФ). В книгу покупок вносят сведения об импортном товаре с обозначением размера НДС. При этом необходимо представить пакет документов, обосновывающих право на вычет. Их необходимо хранить в течение 4 лет.

Привилегию можно получить на основании того, что:

  • продукция оприходована (поставлена на баланс);
  • оплата налога подтверждена документально;
  • товар куплен для операций подлежащих обложению НДС.

НДС примут к вычету, если товар прошел по одной из 4 процедур: временный ввоз, переработка для внутреннего потребления, вне таможенной территории, выпуск для внутреннего потребления.

Важный нюанс: для получения вычета необходимо, чтобы налог уплачивал импортер.

Если налог оплатили на таможне, но иностранному грузоотправителю перечислена только часть суммы по договору, то можно принять к вычету НДС по ввозу товаров для перепродажи, принятых на баланс.

При ввозе груза из стран ЕАЭС уплата налога проводится через налоговую инспекцию в порядке, прописанном в п. 26 приложения 18 к Договору о ЕАЭС, гл. 21 НК РФ. Условия те же: принятие товаров к учету, их приобретение для операций, облагаемых НДС, подтверждение уплаты налога документами - заявление о ввозе продукции и уплате косвенных налогов должно содержать отметку ИФНС о зачете переплаты по федеральным налогам за счет уплаты НДС при ввозе. Кроме этого, отечественная организация, ввозящая товар, должна представить бумаги, перечисленные в п. 20 приложения 18 к Договору о ЕАЭС :

  • налоговую декларацию;
  • заявление;
  • банковскую выписку;
  • сопроводительные документы на груз;
  • счета-фактуры;
  • договоры.

При заполнении форм документов при расчете НДС необходимо соблюдать требования Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 №1137 с изменениями от 01.02.2018.

Стоит вникнуть детально в:

  • подп. «е» п. 6 раздела II приложения 4 к этому постановлению (о графе 3 книги покупок);
  • подп. «к» п. 6 раздела II приложения 4 (о графе 7 книги покупок);
  • пункт 15 раздела II приложения 3 (хранение заявлений и прочих бумаг).

Сроки возмещения НДС

После получения бумаг на возмещение НДС государственный орган организует проверку указанных сведений. Отрицательный ответ выдается не позднее чем через неделю после окончания проверочных мероприятий. В случае принятия положительного решения срок выдачи ответа не превышает 10 дней.

Это платёж, который регулируется законодательством ЕАЭС (ст. 46 ТК ЕАЭС). Он взымается таможенными органами за товары, перемещаемые через таможенную границу. Несмотря на усилия, предпринимаемые по гармонизации налогового законодательства, НДС в каждой стране ЕАЭС имеет свои особенности. Для государства сбор НДС является эффективным способом пополнения бюджета, его сбор обеспечивает значительные и стабильные поступления бюджет РФ. Кроме того, таможенный НДС защищает отечественного производителя, предоставляя ему конкурентные преимущества. Этот налог регулируется национальным налоговым законодательством.

Ставки НДС по ТН ВЭД

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) - специальный классификатор товаров, разработанный странами участниками ЕАЭС. Он представляет собой таблицу кодовых значений, каждое из которых относится к определенному типу товара – коду ТН ВЭД. Ставки НДС привязаны к коду ТН ВЭД. Этот код состоит из 10 цифр. Таможенный декларант, определив код товара, понимает значение ставки НДС. Точное соответствие подобранного кода номенклатуре – одна из самых важных задач таможенного декларанта.

Вам необходимо определить код ТНВЭД? Не знаете какие платежи придется заплатить на таможне? – Мы поможем Вам!

НДС в таможенных платежах

Должен быть уплачен на таможне вместе с другими таможенными платежами. Величина налога зависит от налоговой базы и ставки НДС. Налоговая база складывается из таможенной стоимости товара, к которой прибавляется таможенная пошлина и акциз, если товар подакцизный. НДС можно вычислить по формуле:

Ставки таможенного НДС

Ставки таможенной пошлины и НДС отличаются. Ставки таможенного НДС применяются к более широким товарным категориям и регулируются налоговым законодательством РФ (ст. 164 НК РФ). Ставки таможенного НДС с 2019 года могут принимать три значения: 0% - освобождение от уплаты налога, 10% - льготное налогообложение, 20% - полное налогообложение.

Ставка НДС

Применение

Существуют товары, ввоз которых на территорию России освобождается от уплаты налога, для них НДС составит 0 процентов. Прежде чем рассчитывать НДС, нужно узнать, полагается ли для этого товара освобождение от налога и уточнить, под какую таможенную процедуру помещается товар (статья 150, 164 НК РФ, Постановление Правительства № 1042 (ред. от 20.03.2018) О утверждении перечня медицинских товаров)). Для освобождения от этого налога необходимо предоставить документы, подтверждающие целевое назначение.

расходные материалы, используемые для научных исследований, не производимые в РФ;

  • технологическое оборудование, не производимое в РФ;
  • материалы, которые используются отечественными предприятиями для производства иммунобиологических медикаментов;
  • лекарства, которые не производятся в России;
  • медицинские товары, которые являются жизненно необходимыми:
  • протезно-ортопедические изделия, сырьё и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним;
  • технические средства, включая автомототранспорт;
  • материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
  • очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для корригирующих очков (для коррекции зрения);
  • продукты питания, изготовленные организациями общепита и предназначенные для реализации конкретным столовым и организациям;
  • товары, поставляемые безвозмездно в качестве помощи, кроме подакцизных (необходимо удостоверение от специальной комиссии);
  • культурные ценности, приобретённые для музеев и других государственных учреждений;
  • книги и журналы для музеев и библиотек, полученных в рамках международного обмена печатной продукцией;
  • товаров, предназначенных для освоения космоса;
  • для официального пользования дипломатическими представительствами;
  • припасов, вывезенных с территории Российской Федерации;
  • построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов;
  • товаров для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации;
  • товаров, предназначенных для FIFA и её дочерних организаций, национальным футбольным ассоциациям и др.;
  • При помещении товаров под таможенные процедуры (статья 151 НК РФ):

  • экспорта;
  • свободной таможенной зоны;
  • свободного склада;
  • транзита;
  • таможенного склада;
  • беспошлинной торговли;
  • уничтожения;
  • отказа в пользу государства;
  • реэкспорта;
  • вывезенных под таможенной процедурой реэкспорт, ранее помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и (или) товаров (продуктов переработки, отходов и (или) остатков), полученных (образовавшихся) в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
  • вывезенных под таможенной процедурой реэкспорт, ранее помещенных под таможенные процедуры: свободной таможенной зоны, свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада;
  • переработка товара на таможенной территории, если импорт производился в конкретные установленные сроки;
  • импорт переработанных товаров, которые были помещены под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории;
  • специальную таможенную процедуру, которая применяется в особых случаях, например, в отношении товаров, предназначенных для дипломатических представительств (глава 36 ТК ЕАЭС);

В некоторых случаях, согласно 164 статье НК РФ, ставка НДС составит 10%

1) Продовольственных товаров:

  • скота и птицы в живом весе;
  • мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного);
  • молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);
  • яйца и яйцепродуктов;
  • масла растительного;
  • маргарина;
  • сахара, включая сахар-сырец;
  • соли;
  • зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;
  • маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);
  • хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);
  • крупы;
  • муки;
  • макаронных изделий;
  • рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира);
  • море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб - белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе - ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов);
  • продуктов детского и диабетического питания;
  • овощей (включая картофель);

2) Товаров для детей:

  • трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп: верхних трикотажных изделий, бельевых трикотажных изделий, чулочно-носочных изделий, прочих трикотажных изделий: перчаток, варежек, головных уборов;
  • швейных изделий, в том числе изделий из натуральных овчины и кролика (включая изделия из натуральных овчины и кролика с кожаными вставками) для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьных возрастных групп, верхней одежды (в том числе плательной и костюмной группы), нательного белья, головных уборов, одежды и изделий для новорожденных и детей ясельной группы. Положения настоящего абзаца не распространяются на швейные изделия из натуральной кожи и натурального меха, за исключением натуральных овчины и кролика;
  • обуви (за исключением спортивной): пинеток, гусариковой, дошкольной, школьной; валяной; резиновой: малодетской, детской, школьной;
  • кроватей детских;
  • матрацев детских;
  • колясок;
  • тетрадей школьных;
  • игрушек;
  • пластилина;
  • пеналов;
  • счетных палочек;
  • счет школьных;
  • дневников школьных;
  • тетрадей для рисования;
  • альбомов для рисования;
  • альбомов для черчения;
  • папок для тетрадей;
  • обложек для учебников, дневников, тетрадей;
  • касс цифр и букв;
  • подгузников;

3) Периодические печатные издания, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера.

  • книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера;
  • альбомы по искусству, альбомы, атласы (кроме географических), нотные издания, календари отрывные, издания для слепых. 4) лекарственные средства, товары медицинского назначения и медтехники, сырьё и комплектующие для их производства, при наличии регистрационного удостоверения Минздрава, в случае отсутствия удостоверения НДС будет 20%.

Во всех остальных случаях (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Для расчёта НДС нужно:

  1. правильно определить код товара по ТН ВЭД;
  2. по коду определить налоговую ставку;
  3. определить ставку ввозной пошлины;
  4. определить ставку акцизы;
  5. рассчитать таможенную стоимость товара и акциза;
  6. по формуле получим НДС = (Тамст + Тампош + Акц) x Ставка НДС%

Пример расчета НДС

Пример 1: Ввозится товар для авиационного завода: Трубы и трубки из алюминиевых сплавов без дальнейшей обработки после экструдирования для производства авиационных двигателей. Код товара 7608208902. НДС = 20%; Ввозная пошлина = 0%; Акциз = 0%; Таможенная стоимость = 78000 рублей. НДС = 78000 х 20% = 15600 руб.

Пример 2: Из Израиля ИП ввозит партию колясок для людей, не способных передвигаться. Код по ТН ВЭД 8713100000. Коляска относится к жизненно необходимой медицинской технике (преференциальный товар). Ввозная пошлина = 0, акцизом товар не облагается, НДС = 0%. Для применение этих ставок, необходимо предоставить документы подтверждающие целевое назначение коляски, выданные федеральным органом исполнительной власти, регистрационное удостоверение. Если подтверждающие документы предоставлены не будут, то НДС = 20%.

Как платится НДС в таможню

Физические лица не являются плательщиками НДС, кроме отдельных случаев.

Юридические лица чтобы оплатить НДС и/или другие таможенные платежи должны зарегистрироваться в Таможне и получить Единый Лицевой Счёт (ЕЛС) . Чтобы избежать излишних расходов и задержек на таможне, деньги на счёт нужно перевести заранее в виде авансового платёжа. Перевести деньги можно путём подачи Платёжного Поручения. Для заполнения Платёжного Поручения есть инструкция по заполнению. Случае переплаты в течении 30 дней можно подать заявление о возврате. НДС и другие платежи можно оплатить без авансирования в момент подачи таможенной декларации с помощью платёжной системы «Раунд» или «Таможенная карта».

Для оплаты НДС в платёжном поучении в поле 104 указывается Код Бюджетной Классификации (КБК), состоящий из 20 цифр. КБК определяет адрес и цель платежа, для оплаты сбора и НДС, КБК принимает значение: 15311009000010000180. Поле 107 код таможенного органа, администрирующего платёж, состоящий из 8 цифр без пробелов, точек и букв, код не имеет формата даты. Для ЕЛС в 107 поле указывается значение кода: 10000010.

Возврат излишне оплаченного НДС в таможню

Так как таможенный НДС обычно оплачивается авансом, то может возникнуть переплата или остатки НДС на таможне. Если это произошло, деньги можно вернуть, оформив заявление в таможенный орган. Возврат излишне оплаченного НДС таможенным органом осуществляется в течение 30 дней с даты регистрации заявления. ФТС России в приказе от 22.12.2010 N 2520 утвердила формы заявлений для возврата излишне уплаченных средств.

НДС при импорте, уплачиваемый в таможню при ввозе товаоров

Ввозимые на территорию РФ товары облагаются НДС, его должны платить юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП) выбравшие в качестве налогового режима общую систему налогообложения (ОСНО), так и освобождённые от уплаты НДС, работающие по упрощённой системе налогообложения (УСН).

НДС при экспорте товаров

На экспорт товаров из России установлена нулевая ставка НДС, кроме того экспортёр может компенсировать НДС, уплаченный им при закупке товара. Это делается для избежание двойного налогообложения и развития ВЭД.

Например, экспортёр закупил в России товаров на сумму 5000000 рублей и заплатил НДС, по ставке НДС=20%, сумма НДС составила 1000000 рублей. Вывезенный им товар он продал за 5500000 рублей, со ставкой НДС 0% (ст. 164 НК РФ). Так как экспортёр работает по ОСНО и является плательщиком НДС, то он имеет право на возврат уплаченного НДС. Для этого он должен предоставить документы (ст. 165 НК РФ), подтверждающие факт экспорта товара и уплаты НДС. После проведения камеральной проверки будет произведён возврат НДС.

Возврат таможенного НДС при экспорте товаров

Участники ВЭД имеют право на вычет НДС, уплаченный ими при импорте товаров в РФ, только в том случае, если экспортер является плательщиком НДС. Если товары предназначены для операций, которые облагаются НДС, и они приняты к учёту. Вычет может быть осуществлён, если товар предназначается для операций, которые облагаются НДС. Для подтверждения права на налоговый вычет могут потребоваться документы:

  • внешнеторговый контракт с иностранным поставщиком;
  • счёт на оплату от поставщика (инвойс) счёт-фактура;
  • таможенная декларация (копия);
  • платёжное поручение выписки банка, удостоверенные дубликаты платежных ордеров.
  • Перечисленные документы, необходимо хранить в течении четырёх лет.

Если организация не является плательщиком НДС, то она, согласно законодательству, получить вычет не сможет. Это организации, выбравшие налоговые режимы: упрощённая система налогообложения (УСНО), единый налог на вменённый доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Услуги расчета НДС и таможенного оформления товаров

Наша компания “Универсальные Грузовые Решения” оказывает услуги по оформлению товаров на любых таможнях РФ, подбору кодов ТН ВЭД, определению таможенной стоимости товаров, расчету необходимых к уплате таможенных платежей и в том числе НДС. При необходимости мы имеем возможность оперативно оплачивать за клиента таможенные платежи и проводим оперативную растаможку или затаможку товаров на таможне, что существенно сокращает время и издержки.

Мы уверены, что станем Вам надежным партнером на таможне!

Ввоз продукции или получение услуг от иностранных контрагентов – операции, облагаемые НДС в обязательном порядке. статус российского налогоплательщика при этом неважен – это и юридические лица, работающие по ОСН, и освобожденные от НДС субъекты экономической деятельности, и предприятия-«упрощенцы», применяющие специальные налоговые режимы.

Товары/услуги, поступившие из-за рубежа, облагаются НДС при совокупности выполняемых условий:

  • они будут перепроданы исключительно в границах российской территории;
  • иностранный контрагент-поставщик не выступает налоговым резидентом, не зарегистрирован в контролирующих структурах РФ.

Не начисляется НДС лишь на отдельные характерные группы товарной продукции:

  • изделия, поступившие по внешнеторговому договору, как безвозмездная помощь;
  • не создаваемое отечественными компаниями спецтехнологичное оборудование;
  • печатные издания и культурные раритеты для музеев, библиотек, архивов;
  • специфические модификации лекарственных препаратов.

Ставки НДС при импорте товаров и услуг

Для налогообложения товаров или услуг, импортируемых из-за границы, применяются стандартные налоговые ставки – 0%, 10%, 18%. Для корректного использования нужного процента при таможенном оформлении и расчете НДС выполняются действия по предлагаемому алгоритму:

  • идентифицировать код товара по Единому таможенному тарифу ТС ;
  • сопоставить код со списками товаров, учитываемых по 10%-ной ставке ;
  • при отсутствии нужного кода в указанных перечнях, утвержденных Правительством РФ –используется ставка 18% .

Специфичностью исчисления и уплаты «импортного» НДС является то обстоятельство, что произвести требуемые расчеты необходимо до того, как предмет торговли покинет таможенный пост. Оплата НДС производится напрямую таможенному органу, в составе обязательных при очистке платежей.

Импортер самостоятельно определяет налоговую базу, код товара и сумму необходимого к уплате НДС. При возникновении проблематичной ситуации, когда таможня применяет более высокую налоговую ставку, нежели рассчитал декларант, импортер может обратиться в вышестоящую таможенную инстанцию.

На оплачивание НДС при составлении таможенной декларации импортеру дается 15 дней с той даты, когда груз пересек российскую границу. Каждый день опоздания с перечислением налога будет «стоить» покупателю 1/300 от , умноженную на полную стоимость груза по декларации.

НДС при импорте из стран ЕАЭС

При взаимном товарообмене с бывшими союзными государствами НДС на ввозимые товары либо услуги высчитывается по элементарной схеме, а уплата бюджетного сбора производится на казначейский счет территориальной налоговой инспекции.

Объект для обложения НДС в случае импорта из держав ЕАЭС определяется, как стоимость закупленной товарной массы, увеличенная на величину акцизного сбора (при необходимости). Моментом формирования налоговой базы назначается календарная дата, когда ввезенный товар оприходован складским учетом. Сумма НДС определяется простым перемножением стоимости купленной товарной продукции и нужного налогового тарифа.

По закрытии квартала, в котором совершались импортныесделки по перемещению товаров из ЕАЭС, российская компания-импортер (ИП) обязана предъвить фискальной инстанции декларацию по НДС. Документ должен быть сдан до 20 числа (включительно) месяца, идущего за отчетным периодом.

Важно: декларация по «импортному» НДС сдается в виде «бумажного» документа. Электронная отчетность применяется только теми налогоплательщиками, персонал которых превосходит численностью 100 человек.

Одновременно со сдачей декларации по НДС импортер обязан уплатить налог по банковским параметрам «своего» налогового подразделения. В платежном поручении применяется отдельный при импорте из стран соседнего зарубежья.

НДС при импорте из стран, выходящих за пределы ЕАЭС

При ввозе на российскую территорию товаров/услуг из стран, не входящих в Евразийский союз, импортер обязан уплатить на таможне не только обязательные пошлины, но и НДС. Процедура начисления и уплаты налога регламентируется не только НК РФ, но и Таможенным кодексом.

Имейте в виду: НДС на таможне уплачивается не по итогам отчетного периода, а до завершения процедуры выпуска товара с таможенного поста.

Формула, по которой импортер рассчитывает сумму НДС к уплате, выглядит следующим образом:

НДС = (ТСт + ВТП + А) х Ст

где: Тст – стоимость товара, указанная в таможенной декларации;
ВТП – величина ввозной таможенной пошлины;
А – акцизный сбор (при необходимости);
Ст – ставка НДС (%, 10%, 18%).

Надо знать: если импортируемый товар не подлежит обложению таможенными пошлинами и акцизом, то сумма НДС определяется умножением таможенной стоимости на нужную ставку налога.

Во избежание конфликтов с таможенной службой из-за неверного исчисления налога импортеру целесообразно рассчитывать НДС отдельно по каждой группе товаров.

НДС при импорте услуг

Получение услуг от иностранного контрагента не требует документального оформления на таможенном посту. Юридическое или физическое лицо, выступающее в роли покупателя, является налоговым агентом и должно удержать у поставщика сумму НДС и перечислить ее в федеральный бюджет.

Документальным основанием для уплаты является контракт, в котором необходимо прописать условие, что сумма НДС входит в общую стоимость предоставленной услуги. Если такой оговорки в договоре нет, то импортер обязан будет уплатить НДС сверх суммы контракта, за свой счет.

Если работы и услуги, выполненные иностранным партнером, подпадают под действие ст. 149 НК РФ и не облагаются НДС, то импортер освобождается от обязанностей налогового агента – ни рассчитывать, ни перечислять налог в бюджет он не должен. Однако за ним сохраняется обязанность предоставить в налоговый орган по месту своей регистрации декларацию по НДС с заполненным разделом 7.

Право на налоговый вычет по НДС

По общеустановленному правилу, налогоплательщики, уплатившие на таможенном посту НДС, имеют возможность заявить в декларации вычет на сумму уплаченного налога. Предоставление вычета гарантируется при наличии следующих критериев:

  • ввозимые товары будут использоваться на российской территории в сделках, облагаемых НДС;
  • импортируемые изделия будут в дальнейшем перепроданы;
  • налоговый вычет может быть заявлен российской компанией только в том квартале, когда товар поставлен на учет;
  • поступление импортного товара подтверждено инвойсом, контрактом либо таможенной декларацией;
  • уплата НДС удостоверяется первичными документами, полученными на таможне.

Если в роли импортера вступает хозяйствующий субъект, освобожденный от НДС или функционирующий на спецрежиме, то налоговый вычет не применяется. Уплаченный на таможне НДС будет учтен в номинальной цене товара при его оприходовании и последующей реализации.

Информация о поступивших импортных товарах/услугах подлежит занесению в книгу покупок с указанием суммы НДС. Предпосылкой для регистрации факта покупки является произведенная оплата налога и заверенное налоговым органом заявление об импорте.

Документы для подтверждения права на вычет НДС

Исходными документами, разрешающими импортеру заявлять вычет НДС, являются:

  • внешнеторговый контракт с иностранным поставщиком;
  • от поставщика (инвойс);
  • таможенная декларация – ГТД (копия);
  • выписки банка, удостоверенные дубликаты платежных ордеров.

Все документы, обоснующие заявление налогового вычета по НДС при импорте товаров, следует хранить не менее четырех лет.

Налоговый вычет при предоплате

В большинстве случаев при внешнеторговых поставках практикуется внесение предоплаты. При перечислении аванса за предстоящее поступление товара покупателем происходит уплачивание НДС с суммы предоплаты.

Во избежание дублирующего налогообложения НДС с внесенных авансов могут быть объявлены, как налоговый вычет, при таможенном оформлении товарной поставки и уплате конечной суммы НДС.

Многие российские компании предпочитают не заниматься таможенным оформлением импортных товаров самостоятельно, а перепоручают эту процедуру посредникам. Если НДС на таможне был оплачен третьим лицом, однако за счет средств импортера и по его поручению, то уплаченная сумма может быть зафиксирована, как налоговый вычет.

Компании, планирующие заниматься импортом товаров в Россию, столкнутся в своей работе со множеством вопросов, связанных с учетом и налогообложением. Ответы на многие из них вы сможете найти в статье. Мы также расскажем, какие особенности существуют при импорте товара из Белоруссии, и о новой форме декларации по НДС для таких импортеров.

"Таможенный" НДС

Операция по ввозу товаров на территорию Российской Федерации относится к объектам обложения на (пп. 2 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Правда, в этом случае НДС уплачивается не через налоговую инспекцию, а через таможенников в составе общих таможенных платежей, что прямо следует из пп. 3 п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ. Ставка налога составит либо 10, либо 18% в зависимости от вида ввозимых ценностей (п. 5 ст. 164 НК РФ).

Как правило, проблем с исчислением "таможенного" НДС у организаций не возникает. Основная масса вопросов связана с применением вычета. Дело в том, что "таможенный" НДС организации могут принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ). В какой момент возникает право на вычет?

Ответ на этот вопрос содержится в п. 1 ст. 172 НК РФ: сумма налога подлежит вычету после принятия на учет ценностей. Если речь идет о ценностях, купленных для дальнейшей продажи (товарах), то датой принятия на учет является оприходование их стоимости на счет 41. А вот в отношении основного средства у налоговиков и налогоплательщиков нет единого мнения. Первые утверждают, что принятие объекта на учет означает ввод его в эксплуатацию, т.е. момент, когда стоимость имущества переносится в дебет счета 01. Однако, по мнению налогоплательщиков, объект считается принятым на учет сразу же после того, как его стоимость показана на счетах 08 или 07. С этим мнением придется согласиться. Еще Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 24.02.2004 N 10865/03 указал, что факта принятия оборудования на счет 07 достаточно для получения права покупателя на вычет. А с 2006 г. официально разрешено принимать к вычету НДС по оборудованию к установке, т.е. с момента оприходования оборудования на счете 07.

Основанием для вычета НДС, уплаченного при импорте товаров, здесь будет являться не счет-фактура, как обычно, а таможенная декларация вместе с платежными документами, подтверждающими факт уплаты НДС таможенникам. Эти документы и надо регистрировать в книге покупок, о чем прямо сказано в п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. Кстати, если оплата налога при импорте производится за счет заемных средств, налоговая инспекция не вправе отказать организации в вычете. Ведь из НК РФ следует, что налог должен быть уплачен, а за счет каких именно средств, значения не имеет. Аналогичная точка зрения высказана и Минфином России в Письме от 24.08.2005 N 03-04-08/226.

Как уже было указано, при ввозе имущества из-за рубежа право на вычет организации получают только в случае, если они уплатили налог на таможне, и факт уплаты при этом документально подтвержден. На первый взгляд может показаться, что подтвердить факт уплаты для импортера труда не составит: достаточно иметь при себе платежное поручение, которым перечислялся налог. Однако на практике ситуация не так проста. Организация-импортер обычно перечисляет таможне денежные средства авансом (на депозит таможни), а таможня, в свою очередь, по мере необходимости списывает этот аванс в счет уплаты таможенных сборов и НДС. Поэтому одной платежки, подтверждающей перечисление авансовых сумм, недостаточно, т.к. внесение аванса еще не свидетельствует об уплате налога по конкретной таможенной декларации.

Это умозаключение продиктовано не только логикой, но и нормами ст. 330 Таможенного кодекса РФ. Согласно п. 1 этой статьи "авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров". А в п. 3 этой же статьи говорится, что "денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу". И далее: "В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей".

Таким образом, фактически превращает ранее уплаченные авансовые платежи в уплаченный НДС по таможенной декларации. Можно ли тогда говорить о том, что для применения вычета достаточно подачи таможенной декларации и платежного поручения?

Как показывает практика, нет. Не так давно Минфин России выпустил официальные разъяснения по этому поводу. В Письме от 02.10.2009 N 03-07-08/198 чиновники отметили: документом, подтверждающим фактическую уплату налога в целях принятия его к вычету налогоплательщиком, является документ, называемый "Подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов". Его выдача по требованию плательщика предусмотрена п. 5 ст. 331 Таможенного кодекса РФ.

Ранее представители финансового ведомства в своих официальных разъяснениях приводили совершенно другой документ - Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, который выдается в соответствии с п. 4 ст. 330 Таможенного кодекса РФ (Письмо Минфина России от 30.06.2008 N 03-07-08/159).

На практике налоговики требуют один из этих документов, а в случае их отсутствия отказывают организации в вычете "таможенного" НДС. Тем не менее налогоплательщикам удается отстаивать свое право на вычет в судебном порядке. Доказательством служит, например, Постановление ФАС Московского округа от 19.06.2008 N КА-А40/4995-08. В этом Постановлении суд указал: "Получение от таможенного органа отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, является правом, а не обязанностью налогоплательщика, в связи с чем... отсутствие отчета, а также печати на этом документе не может являться основанием для отказа в предоставлении налогового вычета".

Мы также считаем, что эти документы не обязательны для целей получения права на вычет "таможенного" НДС. В большинстве случаев таможенники на оборотной стороне "авансовой" платежки проставляют специальные отметки: указывают номер ГТД, выводят остаток денежных средств и заверяют данную запись личной номерной печатью. Такие действия сотрудники таможни осуществляют на основании п. 2 Правил проведения таможенного контроля за начислением и уплатой таможенных платежей при производстве таможенного оформления товаров (утв. Приказом ГТК России от 04.01.1995 N 2). Как показывает судебная практика, такие отметки служат достаточным доказательством факта уплаты НДС на таможне (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.06.2006 N Ф04-3664/2006(23712-А45-31)). Но если таких отметок не будет, импортеру рекомендуем воспользоваться возможностью получить либо Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, либо Подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Другие поводы для отказа в вычете

А если таможенные пошлины и НДС были уплачены таможне с расчетного счета не организации, а одного из ее контрагентов, который задолжал ей за выполненные работы? Иначе говоря, организация попросила своего должника погасить долг путем перечисления необходимой суммы в счет уплаты таможенных пошлин и НДС. В качестве подтверждающих документов у импортера были в наличии следующие документы: договор с этим контрагентом на выполнение работ и акт взаимозачета, согласно которому суммы НДС, уплаченные контрагентом таможне, были зачтены в счет оплаты выполненных нашим клиентом работ. Может ли на основании этих документов импортер принять сумму НДС к вычету?

На наш взгляд, может, т.к. уплата налога все же была произведена, пусть и третьим лицом. Однако, зная о сложившейся практике поведения налоговых органов, предупреждаем о возможном отказе со стороны инспекции в вычете "импортного" НДС, поскольку такие прецеденты уже были. Правда, если дело доходило до суда, налоговые инспекции проигрывали, т.к. ст. 328 Таможенного кодекса РФ разрешает уплачивать таможенные пошлины и налог любым лицам. В качестве положительных примеров из арбитражной практики приведем Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2006 по делу N А56-34727/2005, Московского округа от 22.05.2006 N КА-А40/4033-06.

Другой причиной для отказа в вычете таможенного НДС на практике служит состояние расчетов с иностранным поставщиком, а вернее отсутствие таких расчетов. В некоторых инспекциях почему-то считают, что если импортер не расплатился со своим зарубежным партнером, он не имеет права принять к вычету из бюджета уплаченный на таможне НДС. Хотя в НК РФ речь идет об уплате суммы налога на таможне, а не об уплате стоимости ввозимых товаров. Тем не менее налоговые органы на практике придумывают новые условия, поэтому организациям приходится доказывать свое право на вычет в суде (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.12.2005 N А56-7661/2005).

А как быть импортерам, переведенным на уплату ЕНВД, сельхозналога или использующим упрощенную систему налогообложения? У таких организаций единый налог не заменяет уплату НДС, перечисляемого на таможне при импорте товаров в Россию. Так что при ввозе товара из-за рубежа им придется заплатить налог, который, к сожалению, вычесть из бюджета не получится. Во-первых, одно из условий для вычета - использование товаров в облагаемых НДС операциях - не выполняется. Во-вторых, в НК РФ четко сказано: организации, не являющиеся плательщиками НДС, учитывают уплаченный при ввозе налог в стоимости товаров (пп. 3 п. 2 ст. 170). По этому поводу ФНС России выпустила Письмо от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@, которое, правда, касается одних "упрощенцев". В нем чиновники отметили, что уплаченный при ввозе основных средств налог включается в стоимость объекта.

Корректировка таможенной стоимости

На практике может возникнуть следующая ситуация: импортный товар оприходован и продан в одном налоговом периоде, в этом же периоде принят к вычету НДС, а в другом налоговом периоде таможня , соответственно меняется сумма НДС и таможенных сборов. Возникает вопрос: нужно ли корректировать суммы вычета?

Если корректировка была произведена в сторону увеличения, то доплаченную сумму НДС организация имеет право принять к вычету. Но сделать это она должна по мере доплаты, т.к. в отношении "ввозного" НДС право на вычет возникает на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (п. 1 ст. 172 НК РФ). Соответственно дополнительные листы к книге покупок в таком случае не составляются, ведь дополнительную сумму вычета организация отразит в текущем периоде - периоде уплаты.

Если же в результате корректировки сумма НДС оказалась меньше уплаченной изначально, практика показывает: налоговики требуют представления уточненной декларации за период, когда был применен завышенный вычет "таможенного" НДС. Вероятность возникновения претензий со стороны налоговиков в отсутствие таких "уточнений" наиболее высока, если таможня по результатам корректировки произвела возврат излишне уплаченного НДС импортеру. Но в судебной практике можно встретить споры, в которых налоговая инспекция заявляла о незаконном применении вычета даже при отсутствии факта возврата лишнего НДС импортеру. Поэтому во избежание претензий организация может принять решение уточнить свои обязательства по НДС. В этом случае помимо уточненной декларации ей нужно будет составить дополнительный лист к книге покупок за период, в котором был применен вычет таможенного НДС.

Однако судебная практика в этом вопросе - на стороне импортеров. Подобный спор рассматривал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 26.12.2006 по делу N А05-4379/2006-18, причем в обсуждаемой ситуации излишне уплаченный НДС не был возвращен импортеру. Суд указал: изменение в сторону уменьшения таможенной стоимости товара "не может привести к занижению налога, поскольку сумма, на которую уменьшается налог, подлежащий уплате на таможне, будет равна сумме, на которую должны быть уменьшены налоговые вычеты".

Более того, в судебной практике можно обнаружить решения, в которых суд принял сторону налогоплательщика даже при наличии факта возврата таможней излишне уплаченного НДС (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.06.2007 N Ф04-4105/2007(35511-А03-29)). Таким образом, если организация решит рискнуть и не представит уточненную декларацию по НДС за прошлый налоговый период, у нее есть шансы оспорить действия налоговиков по признанию части вычета незаконным в судебном порядке.

По данному вопросу существует также официальное разъяснение ФНС России. В Письме от 27.06.2007 N 03-2-03/1236 чиновники указали: если после принятия таможенной декларации будет осуществлена ее корректировка, то вычетам подлежат суммы НДС, фактически уплаченные налогоплательщиком и зачисленные на счет таможенного органа с учетом указанной корректировки.

Как учесть таможенные пошлины?

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации организация также несет расходы по уплате таможенных пошлин. Можно ли учесть эти суммы при налогообложении прибыли и в каком порядке?

Если ввозимые ценности импортер будет использовать в качестве материально-производственных запасов (счет 10), расходы на уплату таможенных пошлин будут формировать стоимость материально-производственных запасов (МПЗ). Это четко следует из п. 2 ст. 254 НК РФ.

Если же организация осуществляет торговую деятельность и планирует продавать ввозимые ценности, порядок учета расходов в данном случае регулируется ст. 320 НК РФ. В этой статье приведен порядок формирования стоимости товаров, и в числе расходов, формирующих эту стоимость, таможенные платежи не указаны. Но сказано, что "налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров (Курсив авт. - О.А.)". Поскольку таможенные платежи уплачиваются в связи с приобретением (ввозом) товаров, эти расходы по желанию организации могут формировать покупную стоимость товаров. Такой вывод сделан и в Письмах Минфина России от 29.05.2007 N 03-03-06/1/335, УФНС России по г. Москве от 09.09.2005 N 20-12/64164.2. Но если организация решила не включать таможенные пошлины в стоимость товаров, расходы на уплату таможенных пошлин будут учитываться в качестве косвенных расходов. Выбранный вариант учета расходов по уплате таможенных пошлин организация должна прописать в своей учетной политике.

Могут ли организации, применяющие УСН, включить суммы таможенных платежей в расходы при расчете единого налога? Суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на российскую таможенную территорию, указаны отдельно в перечне расходов, учитываемых при расчете единого налога (пп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому сразу после уплаты суммы таможенных пошлин "упрощенец" может включить их в расходы, уменьшающие налоговую базу по единому налогу (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Расходы на доставку

При ввозе товаров организация-импортер, как правило, привлекает перевозчиков или экспедиторов с целью доставки товаров до ее склада. Такие расходы учитываются при налогообложении прибыли. А если импортер применяет упрощенную систему налогообложения?

До 1 января 2008 г. "упрощенцы" уменьшали доход от реализации товаров на сумму транспортных расходов. Такой порядок следовал из старой редакции пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Там было сказано, что "при реализации указанных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от этих операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в том числе на сумму расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров".

Нынешняя редакция этого подпункта звучит иначе: из ее формулировки не следует, что транспортные расходы должны уменьшать доходы от реализации товаров, как это было раньше. Там просто сказано: к расходам относятся "расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в пп. 8 настоящего пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров (Курсив авт. - О.А.)". Таким образом, в настоящее время не важен факт реализации товаров для включения в расходы стоимости доставки. Причем эта поправка, вступив в силу с 2008 г., распространяла свое действие и на 2007 г.

К тому же в пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ четко сказано: по мере реализации товаров учитываются расходы на оплату их стоимости (отсутствует дополнение "а также расходы, связанные с приобретением..."). Тогда как ниже отмечено: "Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты (Курсив авт. - О.А.)". Таким образом, расходы на доставку "упрощенец" также может включать в расходы при исчислении единого налога по мере оплаты, не дожидаясь факта реализации товаров, т.е. не разбивая стоимость доставки по позициям.

При отражении транспортных расходов в учете импортерам, применяющим общий режим налогообложения, следует обращать внимание на одну важную особенность. Если перевозчик представит счет-фактуру с выделенным по ставке 18% НДС, то прежде чем принимать эту сумму налога к вычету, необходимо проверить, верную ли ставку применил перевозчик.

Дело в том, что работы или услуги по перевозке ввозимых на территорию Российской Федерации товаров облагаются НДС по ставке 0% (пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Соответственно, если по таким работам (услугам) перевозчик применит ставку НДС 18% и соответствующую сумму налога предъявит заказчику (импортеру), у последнего возникнут проблемы с вычетом входного НДС. Инспекторы просто признают такой вычет незаконным и доначислят НДС, пени и штрафы.

Так, в Письме Минфина России от 17.06.2009 N 03-07-08/134 сказано: "Счета-фактуры, выставленные продавцом, оказывающим услуги по организации перевозки и перевозке ввозимых товаров, облагаемые по нулевой ставке налога на добавленную стоимость, с указанием иного размера ставки этого налога, не могут являться основанием для принятия у покупателя к вычету сумм налога, неправомерно предъявленных продавцом услуг". Такого же мнения чиновники придерживались и ранее (см. Письма Минфина России от 25.07.2008 N 03-07-08/187, ФНС России от 13.01.2006 N ММ-6-03/18@).

Данную позицию разделяют и суды. Они отмечают: применение 18%-ной ставки вместо нулевой противоречит принципу равенства налогообложения, т.к. допускает возможность произвольного применения плательщиками НДС положений НК РФ. Следовательно, заявлять к вычету НДС по ставке 18% неправомерно (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 7205/07, Решение ВАС РФ от 09.06.2006 N 4364/06, Постановление ФАС Московского округа от 11.12.2008 N КА-А40/11445-08). Правомерность такого подхода подтвердил и Конституционный Суд РФ в Определении от 05.03.2009 N 468-О-О: нормы НК РФ, согласно которым покупатель транспортных услуг не вправе принять к вычету НДС, неправомерно выставленный ему перевозчиком по ставке 18%, соответствуют Конституции РФ.

Таким образом, не по всем счетам-фактурам, полученным от перевозчиков, импортер может без рисков для себя принять указанный там НДС к вычету.

Но не стоит огорчаться. Возможно, в каких-то случаях выставление перевозчиком 18%-ной ставки НДС обосновано. Если перевозка осуществляется между пунктами, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за ее пределами, услуги по перевозке должны облагаться по ставке 0% (Письмо Минфина России от 07.06.2007 N 03-07-08/146). Если же перевозка осуществляется в отношении импортных товаров, но между двумя пунктами, находящимися на территории России, применять нулевую ставку НДС организация не вправе, и такие услуги подлежат налогообложению НДС по ставке 18% (Письмо Минфина России от 01.08.2006 N 03-04-08/169). Такой же вывод содержится и в Письме Минфина России от 26.07.2007 N 03-07-08/210. Значит, в таких случаях импортер может спокойно и без рисков для себя принимать НДС к вычету по счетам-фактурам, полученным от перевозчика.

Импорт из Белоруссии

В отношении ввоза товаров из Белоруссии порядок исчисления и уплаты НДС отличается от общего. Правда, "специальный" порядок действует в отношении ввозимых товаров, произведенных в Республике Беларусь.

В отношении товаров, ввозимых из Республики Беларусь, следует руководствоваться Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004, а точнее - Приложением к нему (далее - Приложение). В соответствии с данным Соглашением при импорте товаров из Белоруссии исчислить и уплатить с данной операции НДС должен российский покупатель.

Из разд. 1 Приложения следует, что взимание НДС по ввозимому из Белоруссии товару производится налоговыми органами по месту постановки на учет налогоплательщиков. Таким образом, российский покупатель должен уплатить НДС не на таможне (как это происходит в остальных случаях), а через свою налоговую инспекцию.

Налоговая база по НДС при этом определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров как сумма стоимости приобретенных товаров (цена сделки), включая затраты на транспортировку и доставку товаров (если такие расходы не были включены в цену сделки). Эти затраты приведены в п. 2 разд. I Приложения:

Расходы на доставку товара, в т.ч. на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров;

Страховая сумма;

Стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;

Стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

Уплата в бюджет исчисленного НДС подлежит не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Тут же возникает вопрос: действительно ли следует ориентироваться на месяц, если налоговым периодом для НДС является квартал?

Поскольку изменения в Положение не вносились, порядок уплаты НДС при импорте товаров сохранился прежний: не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров (п. 5 разд. I Положения). Не позднее этой даты налогоплательщики также обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации с приложением установленных Положением документов (п. 6 разд. I Положения), в т.ч. отдельную декларацию по НДС, заполняемую в случае ввоза товаров из Белоруссии (ее также нужно составлять за месяц, а не за квартал).

При ввозе товаров из Республики Беларусь заполняется отдельная налоговая декларация по форме и в Порядке, утвержденным Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 153н. Не так давно в эту форму были внесены небольшие изменения (Приказ Минфина России от 31.07.2009 N 83н), связанные в основном с появлением Протокола между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг от 23.03.2007, ратифицированного Федеральным законом от 01.04.2008 N 34-ФЗ.

Вместе с этой декларацией, как мы уже отмечали, российские импортеры белорусского товара должны представить соответствующие документы. В первую очередь, заявление о ввозе товара, составленное по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 153н. Данное заявление заполняется в трех экземплярах. Первый остается в налоговом органе, второй и третий возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа, подтверждающими уплату НДС в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства). Третий экземпляр организация должна направить белорусскому поставщику товара, чтобы тот смог подтвердить нулевую ставку.

Причем если в пределах одного налогового периода ввоз товаров из Белоруссии осуществлялся по нескольким договорам, количество заявлений должно равняться количеству договоров. Это связано с тем, что форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов предусматривает отражение в данном заявлении сведений о ввезенных с территории Республики Беларусь товаров и подлежащих уплате косвенных налогов по каждому договору (вопрос 13 Письма ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/842@).

К необходимым документам относится и выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога по ввезенным товарам. Таким образом, перед представлением "белорусской" декларации компания сначала должна будет уплатить НДС, чтобы при подаче самой декларации у нее имелась в наличии банковская выписка, подтверждающая уплату НДС.

Следует также представить договор (его копию), на основании которого товар ввозится из Белоруссии, транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров из Белоруссии в Россию, товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков. При этом нормы Положения не содержат требования о наличии отметки налогового органа Республики Беларусь на представляемом налогоплательщиком товаросопроводительном документе белорусского налогоплательщика, в связи с чем он представляется без каких-либо отметок налоговых органов Республики Беларусь (вопрос 14 Письма ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/842@).

После уплаты НДС российский покупатель, применяющий общую систему налогообложения, может принять этот НДС к вычету, если ввезенные из Белоруссии товары будут использоваться при осуществлении операций, облагаемых НДС. Более подробно о применении вычета разъяснено в Письме ФНС России от 02.03.2005 N ММ-6-03/167@: налогоплательщики, импортирующие товары из Белоруссии, вправе применить налоговые вычеты при выполнении следующих условий:

При принятии на учет ввезенных на территорию Российской Федерации товаров (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ) на основании соответствующих первичных документов;

При использовании ввезенных на российскую территорию товаров для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

При наличии документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость по ввезенным на территорию России товарам: заявления о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога по месту постановки на учет налогоплательщика, налоговой декларации, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма НДС по соответствующим ввезенным товарам, и платежного документа на перечисление в бюджет суммы НДС, указанной в этой налоговой декларации.

Организация, применяющая "упрощенку", не освобождается от уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Это правило касается и ввоза товаров в Россию из Республики Беларусь (п. 1 разд. I Положения). Порядок исчисления и уплаты НДС "упрощенцем" такой же, что и при общем режиме налогообложения.

Однако в отличие от организации, применяющей общий режим, "упрощенец" не сможет принять уплаченный НДС к вычету по нормам положений гл. 21 НК РФ. Данный вывод содержится и в Письме ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/843@ (вопрос 2): "Следовательно, поскольку лица, перешедшие на уплату сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход, упрощенную систему налогообложения, равно как и лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, то право на вычет сумм налога, уплаченных при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь, у них не возникает".

Зато сумму уплаченного при ввозе товаров НДС "упрощенец" может включить в расходы на основании пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Возможность включения такого НДС в состав расходов "упрощенца" подтверждена и в Письме Минфина России от 07.07.2005 N 03-04-08/174.

Беседу провела Светлана Ромашова ,
корреспондент

Начисление и уплата налога на добавленную стоимость при экспортно импортных операциях имеют свои особенности. У компаний, которые ввозят или вывозят товары из России, возникает множество вопросов по уплате НДС на таможне и по вычетам налога. Всегда актуальна тема сбора пакета необходимых документов для подтверждения и определения срока подачи документов в налоговую инспекцию и обоснования нулевой ставки. Свои нюансы в начислении, уплате и возврате НДС есть при экспорте и импорте из стран таможенного союза. Все специфические особенности применения НДС мы обсудили с Анной Николаевной Лозовой, ведущим советником отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

В некоторых случаях уплаченные суммы НДС включаются в стоимость импортируемых товаров

Анна Николаевна, давайте начнем с импорта. В каких случаях НДС, уплаченный на таможне, не принимается к вычету, а включается в стоимость импортируемых товаров?

Суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию России, не принимаются к вычету при исчислении платежей в бюджет по этому налогу, а учитываются в стоимости таких товаров в нескольких случаях. Так, НДС включают в стоимость товаров налогоплательщики, которые используют ввозимые товары в операциях, освобождаемых от НДС в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса, а также в операциях по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации 1 . Кроме того, налог, уплаченный при ввозе товаров, учитывается в их стоимости, если товары используются для осуществления операций, которые не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Налогового кодекса. Право на вычет НДС не имеют лица, не являющиеся плательщиками НДС в соответствии с Налоговым кодексом, а также лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате этого налога.

Компания имеет право на вычет НДС при импорте, если соблюдены определенные условия

Прежде всего, право на вычет НДС, уплаченного при ввозе товаров на территорию России, имеют только организации и индивидуальные предприниматели - плательщики этого налога. И для принятия к вычету НДС по ввозимым товарам необходимо одновременное выполнение ряда условий 2 .
Как известно, НДС принимается к вычету в случае, если товары приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса, в том числе для перепродажи, и ввезенные товары приняты к учету в соответствии с первичными документами. Кроме того, плательщик должен располагать документами, свидетельствующими об уплате налога (плательщиком либо иным лицом, действующим по его поручению), таможенной декларацией, а также другими документами, подтверждающими ввоз товаров на таможенную территорию России.
В целях принятия НДС к вычету сумма налога отражается налогоплательщиком в книге покупок, в соответствии Правилами заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость 3 . Право на вычет НДС, уплаченного таможенному органу, возникает в налоговом периоде, в котором вышеперечисленные условия выполнены.

Если компания ввезла товары для перепродажи, но заплатила иностранному продавцу только часть стоимости контракта, может ли компания-импортер получить вычет НДС?

Вычет НДС, уплаченного таможенным органам при ввозе товаров на территорию России, не ставится в зависимость от их оплаты поставщику. Поэтому, несмотря на факт частичной оплаты, фирма вправе принять НДС к вычету в полном объеме при соблюдении условий, установленных Налоговым кодексом 4 .

Налоговая база по импортному НДС определяется в российских рублях

Налоговая база по НДС при ввозе товаров на территорию России определяется на основе таможенной стоимости ввозимых товаров. На основании Соглашения об определении таможенной стоимости товаров 5 таможенной стоимостью ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза товаров является цена сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза. Поэтому для целей определения таможенной стоимости, а следовательно, и налоговой базы по НДС, компании необходима информация о размере суммы денежных средств в российских рублях, которая будет фактически уплачена за ввозимые товары. Следует отметить, что положения статьи 78 Таможенного кодекса таможенного союза о пересчете иностранной валюты для целей исчисления таможенных пошлин и налогов в этом случае не применяются.

Импорт из стран ТС можно подтвердить документами, установленными российским законодательством

Анна Николаевна, поговорим об особенностях импорта из стран таможенного союза. Какими документами (транспортными и товаросопроводительными) можно подтвердить импорт из этих стран?

Налогоплательщикам, импортирующим товары в Российскую Федерацию из государств - членов таможенного союза, следует применять установленные российским законодательством образцы форм транспортных (товаросопроводительных) документов, используемых при импорте в Россию из государств - членов таможенного союза при оказании услуг по перевозке товаров российскими перевозчиками. Образцы форм содержатся в приложениях к письму Минтранса России 6 , доведенному до сведения налогоплательщиков письмом ФНС России 7 . Замечу, что образцы транспортных (товаросопроводительных) документов, которые могут использоваться хозяйствующими субъектами Республики Казахстан и Республики Беларусь при перемещении товаров на территорию Российской Федерации, тоже приведены в письмах ФНС России 8 .

Давайте перейдем к экспорту. Какими документами нужно подтверждать нулевую ставку НДС при экспорте?

Перечень представляемых в налоговую инспекцию документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС при реализации товаров на экспорт в государства дальнего зарубежья, предусмотрен Налоговым кодексом 9 . Так, на сегодня тремя обязательными документами, представляемыми одновременно с налоговой декларацией по НДС, являются контракт с иностранным лицом на поставку товаров, таможенная декларация и транспортные (товаросопроводительные) документы с отметками таможенных органов.

Срок отсчитывается с момента попадания товаров под процедуру экспорта

А с какого момента начинается отсчет срока 180 дней для представления документов?

Такой срок, предусмотренный для сбора документов, исчисляется с даты помещения реализуемых товаров под таможенную процедуру экспорта, о чем свидетельствуют отметки таможенного органа, оформлявшего вывоз товаров 10 .

Если документы по экспорту не собраны в срок, нужно начислить НДС

Если компания не соберет нужный пакет документов в указанный срок, по какой ставке начислять и как платить НДС?

Если полный пакет документов не собран в срок, о котором мы говорили, момент определения налоговой базы по экспортируемым товарам привязан к дате отгрузки (передачи) товаров 11 . При этом по вопросу определения даты отгрузки товаров, в том числе при реализации товаров на экспорт, в целях применения НДС можно руководствоваться письмом Минфина России от 28 июля 2011 года № 03-07-09/23. В нем указано, что датой отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика для доставки товаров покупателю. В данном случае НДС начисляется по ставкам 18 или 10 процентов с учетом положений пунктов 2 и 3 статьи 164 Налогового кодекса.

Компании-экспорте­ры выставляют счет-фак­туру покупателю не позднее пяти дней со дня отгрузки

Как в таком случае оформить счет-фактуру?

Что касается составления счетов фактур, которые составляют компании при реализации товаров на экспорт, то они выставляются продавцами не позднее пяти дней со дня отгрузки экспортных товаров покупателям 12 . При этом в таких счетах-фактурах ставка НДС указывается в размере 0 процентов независимо от наличия у продавцов товаров документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки НДС. В случае неподтверждения правомерности применения нулевой ставки налога и налогообложения указанных операций по ставкам 18 или 10 процентов ранее выставленные счета-фактуры не корректируются.

Анна Николаевна, а если компания поставляет товары на экспорт и внутри России, как распределить суммы НДС?

Правила ведения раздельного учета сумм НДС по товарам (работам, услугам), использованным при производстве и реализации товаров на внутреннем рынке и на экспорт, Налоговым кодексом не установлены. Поэтому данный порядок разрабатывается компанией самостоятельно с учетом особенностей деятельности и отражается в приказе по учетной политике организации.
Так, например, некоторые налогоплательщики-экспортеры используют порядок раздельного учета сумм НДС, аналогичный порядку для налогоплательщиков, реализующих как облагаемые, так и не облагаемые НДС товары (работы, услуги) 13 . При этом использование иного порядка не противоречит налоговому законодательству.

Сноски:
1 ст. 147, 148 НК РФ
2 ст. 171, 172 НК РФ
3 Правила, утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137
4 ст. 171, 172 НК РФ
5 Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 25.01.2008
6 письмо Минтранса России от 24.05.2010 № ОБ-16/5460
7 письмо ФНС России от 08.06.2010 № ШС-37-3/3693
8 письма ФНС России от 17.12.2010 № ШС-37-3/17909, от 29.06.2010 № ШС-37-3/5424
9 п. 1 ст. 165 НК РФ
10 п. 9 ст. 165 НК РФ
11 п. 9 ст. 167, подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ
12 ст. 168 НК РФ
13 п. 4 ст. 170 НК РФ

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Кредитный вопрос