Кредитный вопрос

Неудивительно, что в наш век информационных технологий именно информация является главным оружием в конкурентной борьбе.

Ведь принятие своевременных и взвешенных решений невозможно без знания ситуации, ее анализа и контроля.

При этом утечки стратегических сведений существенно вредят репутации, ухудшают финансовое положение и даже становятся прямой угрозой бизнесу.

Как правило, в подавляющем большинстве случаев такие сливы данных происходят не без участия внутреннего персонала предприятия, то есть инсайдеров.

Читайте в статье, как трактуется законодательством инсайдерская информация. Что это такое на самом деле, и чем отличается от других видов информации с ограниченным доступом. Охрана конфиденциальности и ответственность за разглашение.

Психологические аспекты торговли на финансовых рынках

Наверное, абсолютно все люди, которые решил связать свою жизнь с трейдингом, или пока просто рассматривают данную сферу в качестве дополнительного заработка, хотя бы косвенно касались вопроса психологии, и какую роль в трейдинге она отыгрывает.


Данному контингенту людей прекрасно известно понятие инсайда, это своего рода логичный итог длительных умозаключений, который позволяет наиболее рационально оценить свое положение и принять единственное наиболее верное решение в определенном вопросе.

Если говорить более развернуто, то в данном контексте инсайд можно рассматривать в качестве некой подсказки от Вашего подсознания и ввиду этого, у Вас появляется некоторое преимущество перед любой ситуацией. Это связано с тем, что человек по-новому оценивает сложившуюся ситуацию, и она становится для него более ясной.

Словом, понятие инсайда используется не только в рамках психологических аспектов, но и в контексте торговли на финансовых рынках. Если говорить в общем, инсайд, или еще как его часто называют инсайдерской информацией, существовала на рынке во все времена, только вот данная информация доступна далеко не каждому трейдеру, да и ее использование часто нарушает законодательные нормы.

К примеру, если топ-менеджер в крупной компании узнает, что его корпорация занимается новой разработкой или же планирует значимые инвестиции, то он автоматически овладевает той самой инсайдерской информацией. Если судить логически, то в каждой крупной организации существует информация подобного рода. Это связано непосредственно с деятельностью той или иной компании!

Деятельность – означает движение, соответственно, если заранее знать о направлении данного движения, то можно с легкостью прогнозировать будущую стоимость акций данной компании. Отметим, что, как правило, информация подобного рода доступна исключительно ключевым сотрудникам в компании, но они не используют эту информацию в корыстных целях исходя из обоснованных причин.

Однако, инсайдерские данные нередко просачиваются на рынок, и поставляются крупным трейдерам от сотрудников крупных фирм и банков. Во всех развитых странах, где биржа хоть как-то регулируется, использование скрытой информации до ее публикации является наказуемой.

Например, в Англии, если крупную компанию уличили в использовании подобной информации, то она обязана будет выплатить штраф в троекратном размере от прибыли с инсайдерской сделки. Если говорить откровенно, то данный факт не относится к странам СНГ, так как у нас нет четкого регулирования инсайдерской деятельности.

Грубо говоря, если компания совершит инсайдерскую сделку, то никакого наказания вслед за этим не поступит, ввиду отсутствия состава преступления. Многие читатели сейчас могут обрадоваться, ведь инсайд является самым настоящим граалем на рынке. Тем не менее, не все в этом вопросе так просто, для начала, инсайдерской информацией еще нужно завладеть, что является задачей не из простых.

Торговля по инсайду

По правде говоря, с технической точки зрения достать инсайдерскую информацию очень просто. Для начала, Вам необходимо собрать начальный капитал, из которого вы будете выплачивать вознаграждение своим информаторам и вести непосредственную торговлю.

Затем Вам необходимо будет найти инсайдера, который будет сливать Вам важную информацию. К примеру, это может быть руководитель какого-то отдела в крупной фирме. Вроде бы, все просто! Однако все здесь упирается в финансовый вопрос.

Начнем с того, что для подобной торговли необходим крайне большой капитал, да и нанять инсайдера является далеко не дешевым удовольствием. Это связано с тем, что инсайдер прекрасно осознает риск, на который идет, соответственно, дешево продавать важную информацию он не станет ни при каких условиях.

PS. Инсайдером принято называть именно поставщика информации, а не конечного потребителя!

Упрощенный способ получения

В обязательном порядке стоит отметить способ, который позволит Вам отслеживать крупных инвесторов и смотреть, какие сделки они открыли. Конечно же, это слишком далеко от привычного использования инсайдерской информации, однако этим данное тоже будут полезны для Вас.

Сейчас мы ведем речь о так называемых данных СОТ, которые публикуются на официальном сайте CME еженедельно. Каждую неделю крупные участники рынка показывают данные о своих сделках и объемах торговли, которые были совершены за отчетный недельный.

К таким крупным участникам принято относить различные крупные финансовые корпорации, банковские структуры и международные финансовые синдикаты.

На основе этих самых данных можно приблизительно понимать, как настроены крупные инвесторы, и какие позиции держат в данный период времени.

Для справки: отчеты СОТ доступны абсолютно всем трейдерам, и любой желающий может без проблем ознакомиться с ними и использовать в своих целях.

Получение реальной информации

Думаю, Вы прекрасно знаете, что те или иные экономические данные отыгрывают важную роль в ценообразовании на рынке. Например, если в какой-то стране были опубликованы важные данные, например, значительные изменения в ВВП, то стоимость валюты данной страны сильно изменится.

Те субъекты, кто осведомлены о будущих изменениях могут совершать сделки на рынке и получать крупную прибыль. Для того, чтобы иметь необходимую информацию нужно обладать незаурядным опытом и быть тесно связанным с профессиональной средой, откуда можно будет черпать необходимые данные.

Отмечу, что не стоит сравнивать аналитическую и инсайдерскую информацию. Стать инсайдером крайне сложно и на это есть свои причины:

  1. Аналитик рассматривает общее настроение и механизмы рынка, заключая торговые сделки исходя из собственного опыта и торговой системы.
  2. Инсайдер использует надежную информацию, которая отрабатывает на рынке практически со стопроцентной гарантией.
Например, если у Вас есть знакомый, который работает в крупной фирме и владеет какой-то информацией, то Вы можете смело использовать ее. Конечно же, инсайдерской ее будет назвать сложно, если Ваш знакомый не будет работать в президиуме данной фирмы, однако любая информация имеет определенную ценность.

Кроме того, совсем необязательно, чтобы информатор принадлежал к высшему эшелону руководителей, важно, чтобы канал информации был надежным, а сами данные были дефицитным, то есть, недоступными для широкой массы людей. В любом случае, вопрос инсайдерской информации крайне сложен и глобален.

Обычный трейдер вряд ли сможет стать потребителем качественных инсайдерских данных, но каждому нужно быть компетентным в данном вопросе и понимать, что к чему.

Источник: "deipara.com"

Инсайдерская информация - что это такое по сути

По сути такое понятие, как инсайдерская информация, подразумевает данные, которыми владеют только члены компании. Обычно это информация, которая может повлечь за собой различные колебания на рынке ценных бумаг, а также прочие нестабильные явления на рынке форекс. Это могут быть данные о предполагаемой смене руководства или продаже акций в крупных объемах.

Вся эта информация столь ценна по той причине, что ее разглашение предполагает значительное колебание цен на акции на форекс.

Этот перечень данных доступен зачастую очень малому кругу лиц, поэтому доступ к этим сведениям широкого круга лиц является крайне нецелесообразным. Подобные действия могут привести к необоснованному падению цен на акции на рынке, а также спровоцировать панику непосредственно в компании, тем самым доведя дела вплоть до банкротства.

Форекс очень чувствителен к подобным изменениям ситуации на рынке и поэтому даже малейшие колебания могут спровоцировать существенные изменения настроений и котировок. Даже объявление о планах в личной жизни руководства компании или обнародование нескольких цифр отчета могут спровоцировать настоящий ажиотаж. По этой причине вся информация строго охраняется от общего доступа к ней.

Законодательное регулирование

Ранее понятие инсайдерская торговля информацией не выделялось вообще. Возможно было рассматривать только служебные данные. Их распространение не допускается на законодательном уровне.

За неправомерное использование инсайдерской информации возможно наступление административной и даже уголовной ответственности, в зависимости от того, насколько серьезные колебания на рынке форекс были спровоцированы и какие именно убытки компания понесла от этого.

Обычно инсайдерской информацией владеет руководство компании. Но часто это могут быть и привлеченные сторонние лица (адвокаты или должностные лица).

Руководитель не будет работать себе в убыток, но если имеется несколько соучредителей, то разглашение конфиденциальных данных может принести определенный вред им. В этом случае они имеют полное право потребовать наказания виновного.

Для обычных людей разглашение таких сведений предполагает наложение штрафа до 5000 рублей. Для должностных лиц эта сумма значительно выше – до 30000 рублей. Также помимо основного штрафа потерпевшее лицо имеет право также потребовать компенсации всех причиненных убытков (потеря по акциям и прочее).

На данный момент инсайдерская торговля, которая повлекла за собой значительное падение цен на акции на рынке ценных бумаг может иметь также и более серьезные последствия. В 2009 году за подобные действия была предусмотрена уголовная ответственность. До 6 лет лишения свободы можно получить за подобные деяния.

Интересно то, что не обязательно инсайдерская торговля предполагает только разглашение тайной информации. Это также может быть необоснованный пиар для другой компании: распространение неправдивой информации, что повлекло за собой падение цен на акции сторонней компании, также может быть расценено в таком ключе.

Правила доступа

Существует определенный перечень лиц, которые имеют доступ к основной массе информации, даже самой конфиденциальной. К таковым следует отнести:

  • руководящий состав компании;
  • главный бухгалтер;
  • юрист, курирующий дела компании;
  • банковские оценщики, внешние аудиторы.

Все штатные работники, которые имеют доступ к подобного рода данным предварительно подписывают соглашение о неразглашении еще при приеме на работу. Основная масса этих лиц допускается к подобного рода информации по согласию руководства.

Хотя лица и имеют полное право пользоваться этими сведениями для выполнения поставленных задач, но разглашать их они не вправе.

При этом в некоторых случаях информация вполне может быть обнародована или предоставлена другим лицам. Речь идет о правоохранительных органах. По решению суда, а также на основании официального запроса прокуратуры или следственного отдела вся информация должна быть предоставлена. Уклонение от этого расценивается как грубое нарушение действующего законодательства.

Таким образом, инсайдерская информация представляет особую ценность для организации и поэтому всячески охраняется. Понимая всю степень серьезности, на законодательном уровне также было принято решение предусмотреть ряд степеней ответственности за разглашение информации, если это повлекло за собой значительные колебания на рынке ценных бумаг.

Источник: "dengifx.com"

ИИ с точки зрения закона

Сегодня в деловой среде достаточно распространенным является употребление термина – «это инсайд», как обозначение определенной бизнес-информации с ограниченным кругом доступа к ней. В тоже время далеко не всегда устоявшаяся терминология совпадает с «официальными» толкованием закона и далеко не всегда она подразумевает, казалось бы, очевидные вещи.

Российский закон содержит достаточно объемное и конструктивно сложное для первоначального восприятия определение «инсайдерской информации».

Кроме того, существенным юридическим отличием инсайдерской информации от иной охраняемой законом информации (например, от государственной тайны, отнесение сведений к которой осуществляется путем их засекречивания на основаниях и в порядке предусмотренных законом), является наличие в ней ряда обязательных критериев (признаков), а также необходимость прохождения двухступенчатой процедуры ее признания таковой.

В условно-сокращенной форме инсайдерская информация в соответствии с российским законодательством - это:

  1. точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена
  2. распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров
  3. которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации.

Каждый условно обозначенный пункт (1, 2, 3) вышеназванного определения подлежит дополнительному толкованию:

  • Первый условный признак.
  • Предполагаем, что критерий «точность» и «конкретность» не требует дополнительного раскрытия, а возможные разночтения в их понимании – это поле для разрешения индивидуальных юридических споров.

    К числу точной и конкретной информации могут относиться, в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (но лишь в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну.

    В соответствии с положением статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 №224-ФЗ инсайдерская информация подлежит раскрытию или предоставлению в порядке и сроки, установленные нормативами Банка России.

    Как правило, срок раскрытия или предоставления инсайдерской информации в целях обеспечения к ней доступа осуществляется в ленте новостей и сети Интернет в срок от 1-го до 3-х дней, а это в свою очередь означает, что факт раскрытия информации «автоматически» лишает ее статуса инсайдерской.
  • Второй условный признак означает, что инсайдерская информация должна оказывать существенное влияние на цены финансовых инструментов и т.п., в том числе касающиеся:
    1. одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг,
    2. одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов,
    3. одного или нескольких хозяйствующих субъектов, включенных в предусмотренный Федеральным законом «О защите конкуренции» реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах Российской Федерации,
    4. одного или нескольких финансовых инструментов,
    5. иностранной валюты и/или товаров.
  • Существенность в данном случае является субъективным, оценочным критерием, которая определяется экономическим законами фондового рынка. В неочевидных случаях признание информации существенной может осуществляться на основе анализа статистики раскрытия аналогичной инсайдерской информации и экономическими последствиями ее раскрытия.

  • Третий условный признак предполагает обязательное включение инсайдерской информации в соответствующий перечень.

    Перечень инсайдерской информации, устанавливается законом отдельно для двух условных групп инсайдеров.

    Для федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами (далее – «инсайдер-орган власти»), Банка России в перечень инсайдерской информации законом отнесена:

    1. информация о принятых инсайдерами–органами власти решениях об итогах торгов/тендеров;
    2. информация, полученная ими в ходе проводимых проверок, а также информация о результатах таких проверок;
    3. информация о принятых инсайдерами–органами власти решениях о выдаче, приостановлении действия или об аннулировании (отзыве) лицензий (разрешений, аккредитаций) у иных лиц инсайдеров на осуществление определенных видов деятельности, а также иных разрешений;
    4. информация о принятых ими решениях о привлечении к административной ответственности иных лиц-инсайдеров, а также о применении к ним иных санкций;
    5. иная инсайдерская информация, определенная нормативными актами органами власти.

Важно отметить, что поименованная информация получит статус инсайдерской только в том случае, если инсайдер-орган власти, действуя в соответствии с методическими рекомендациями Банка России утвердит собственный нормативный акт, содержащий персональный исчерпывающий перечень инсайдерской информации.

Утвержденный перечень инсайдер-орган власти обязан раскрыть в сети Интернет и на своем официальном сайте. Невыполнение данной процедуры влечет правовой отказ в признании статуса инсайдерской информации. Для второй группы инсайдеров исчерпывающий перечень инсайдерской информации определяется нормативным актом Банка России.

В эту группу входят:

  • эмитенты и управляющие компании;
  • хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке;
  • организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг,
  • информационные агентства,
  • рейтинговые агентства.

Отметим, что конкретная информация получит статус «инсайдерской» только в том случае, если будет включена в персональный перечень, утвержденный локальным актом самого инсайдера.

Таким образом, закон предполагает двухступенчатую систему включения информации в перечень инсайдерской: органы государственной власти должны определить возможность отнесения определенных сведений к перечню инсайдерской, а сам инсайдер обязан предпринять правовые меры по защите сведений путем принятия локального акта.

Анализируя изложенное, в силу требований закона инсайдерской признается информация, которая является:

  1. точной и конкретной,
  2. не распространяемой и не представляемой,
  3. оказывающей существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и/или товаров,
  4. одновременно включена в регламентированный законом и локальный перечень инсайдера.

Отсутствие какого-либо обязательного признака не позволяет признать сведения инсайдерской информацией.

Источник: "advodom.ru"

Работа АО с инсайдерами и инсайдерской информацией

Не так давно вступивший в силу Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 224-ФЗ от 27.07.2010 г. (далее - Закон) активно «обрастает» большим числом подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок реализации отдельных требований Закона.

Закон сложен, в нем непросто разобраться. Под понятием «инсайдер» (от англ. «inside» - внутри) понимается любое лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации, которая становится ему известной благодаря служебному положению или родственным связям.

Другими словами, инсайдерская информация - информация внутренняя.

Определение инсайдерской информации в нашей стране было дано только с принятием Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2010 году.

Согласно статье 2 Закона инсайдерская информация - это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов <...>).

Если оставить в стороне товарный рынок, то, как видно из приведенного определения, нормы Закона распространяются на компании, чьи ценные бумаги котируются на бирже, а также на их акционеров и некоторых контрагентов таких компаний.

К наиболее распространенным типам инсайдерской информации относятся сведения о «финансовом здоровье» или стабильности компании (доходы, прибыли, случаи банкротства и т.д.), об изменениях в структуре компании в результате слияний, поглощения или создания новых предприятий, а также о новых продуктах, технологиях, лицензиях и пр.

Перечень инсайдеров, то есть лиц, владеющих инсайдерской информацией, указан в статье 4 Закона. Выделяются 3 группы инсайдеров:

  • 1 группа - «первичные инсайдеры»:
    1. эмитенты эмиссионных бумаг и управляющие компании;
    2. хозяйствующие субъекты, включенные в реестр и занимающие доминирующее положение;
    3. организаторы торговли (фондовые биржи), клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торгов (фондовые биржи);
    4. профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментам и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;
    5. федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, Банк России.
  • «Вторичные инсайдеры» - это:
    1. лица, входящие в состав органов управления «первичного инсайда» (члены совета директоров, исполнительных органов и др.);
    2. лица, являющиеся владельцами «первичного инсайдера»;
    3. лица, действующие на основании договора с «первичным инсайдером» (информационные или рейтинговые агентства и т.п.).

Инсайдеры - физические лица имеют доступ к инсайдерской информации «первичных» и «вторичных» инсайдеров на основании трудовых и гражданско-правовых договоров.

Отличие инсайдерской информации от других видов необщедоступной информации заключается в сложности, композиционности ее источников, а также в особенной связи между информацией и экономической судьбой финансовых инструментов, валюты и (или) товаров.

Кроме того, инсайдерская информация, в отличие от служебной, коммерческой и банковской, подлежит раскрытию в обязательном порядке, но через некоторое время.

Для урегулирования вопросов по работе с инсайдерской информацией Федеральной службой по финансовым рынкам РФ и Федеральной антимонопольной службой РФ был дан ряд рекомендаций. А именно:

  • разработка и утверждение порядка доступа к инсайдерской информации и правил охраны ее конфиденциальности;
  • создание (определение и назначение) структурного подразделения, в обязанности которого входит осуществление контроля;
  • обеспечение условий для беспрепятственного и эффективного осуществления структурным подразделением своих функций.

Чем регламентируется и как осуществляется

Работа акционерных обществ с инсайдерами и инсайдерской информацией регламентируется локальными нормативными актами (положениями, порядками, правилами), принимаемыми обществами во исполнение Информационного письма ФСФР РФ от 27.01.2011 г «О мерах по реализации ФЗ от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обществом разрабатывается и утверждается порядок доступа к инсайдерской информации, в котором: регламентируются правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением Закона об инсайде и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Формируются, определяются или назначаются структурные подразделения или должностные лица, в обязанности которых входит осуществление контроля за соблюдением требований законодательства об инсайде и которые подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) или высшему органу управления юридического лица, а также создаются условия для беспрепятственной и эффективной работы этих структурных подразделений (должностных лиц).

При этом утверждение порядка (положения или правил), а также создание структурного подразделения (или назначение должностных лиц) акционерными обществами осуществляется в соответствии с уставом (учредительными документами) или какими-либо иными внутренними документами.

Органы, ответственные за контроль над соблюдением требований законодательства об инсайде (комиссии и т.п.), или назначенные должностные лица организуют ведение списка инсайдеров общества, обеспечивая своевременное внесение изменений и дополнений в него.

В описание инсайдеров включаются:

  1. ФИО или наименование инсайдера;
  2. сведения о документе, удостоверяющем личность, или номер и дата регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ;
  3. адреса - почтовый и электронный;
  4. основание для признания лица инсайдером;
  5. количество акций общества, принадлежащих инсайдеру;
  6. сведения о неправомерном использовании инсайдерской информации (при наличии таковых).
Говоря о списке инсайдеров, возможно провести аналогию со списками лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации (обладающих доступом секретности, прошедших проверку на доступ к работе с конфиденциальной информацией, отвечающих требованиям режима секретности и пр.).

В обязательном порядке в список инсайдеров включаются:

  • члены совета директоров общества;
  • члены комитетов совета директоров, не являющиеся членами совета директоров общества;
  • лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа;
  • члены правления общества;
  • заместители председателя правления;
  • главный бухгалтер;
  • руководитель и сотрудники службы внутреннего контроля;
  • члены ревизионной комиссии общества;
  • аудиторы (аудиторские организации), оценщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации и лица, получившие доступ к инсайдерской информации общества на основании договоров с обществом;
  • информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации общества;
  • лица, осуществляющие присвоение рейтингов обществу, а также ценным бумагам общества;
  • физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации общества на основании трудовых и гражданскоправовых договоров.

О внесении в список, а также об исключении из него инсайдеры общества уведомляются не позднее 1 (одного) рабочего дня с даты включения данного лица в список инсайдеров или исключения данного лица из указанного списка любым доступным способом:

  1. направлением им сообщения по электронной почте,
  2. путем отправления почтового уведомления (с уведомлением о вручении), что более применительно к юридическим и физическим лицам, не являющимся работниками общества,
  3. путем направления письменного уведомления в соответствии с правилами документооборота общества (в отношении физических лиц, являющихся работниками общества).

Уведомление в бумажной форме должно быть подписано уполномоченным лицом и скреплено печатью организации.

Уведомление, содержащее более одного листа, должно быть сшито, а листы уведомления пронумерованы.

Уведомление о включении лица в список инсайдеров или исключении из него должно содержать следующие сведения:

  • В отношении организации:
    1. полное фирменное наименование организации;
    2. ИНН и ОГРН организации;
    3. место нахождения и иной адрес для получения организацией почтовой корреспонденции;
    4. контактные телефон, факс и адрес электронной почты организации.
  • В отношении юридического лица, включенного в список инсайдеров, которому направляется уведомление:
    1. полное фирменное наименование юридического лица;
    2. ИНН и ОГРН юридического лица;
    3. дата включения (исключения) юридического лица в список (из списка) инсайдеров;
    4. основание включения (исключения) юридического лица в список (из списка) инсайдеров.
  • В отношении физического лица, включенного в список инсайдеров, которому направляется уведомление:
    1. фамилия, имя, отчество физического лица;
    2. дата и место рождения физического лица;
    3. основание направления уведомления (включение в список инсайдеров или исключение из списка инсайдеров);
    4. дата включения или исключения физического лица в список или из списка инсайдеров;
    5. основание включения или исключения физического лица в список или из списка инсайдеров.

Уведомление о включении лица в список инсайдеров должно также содержать информационное сообщение о требованиях Федерального закона в отношении инсайдеров общества.

Это продиктовано, в первую очередь, необходимостью установления виновных лиц при наступлении последствий в случаях нарушения норм законодательства об инсайде (Положение о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, утвержденное Приказом ФСФР России от 21.01.2011 г № 11–3/пз-н).

В случае изменения реквизитов общества оно обязано информировать всех лиц, включенных в список инсайдеров, о произошедших изменениях в течение пяти рабочих дней с даты произошедших изменений или в течение пяти рабочих дней с даты, когда общество узнало или должно было узнать о произошедших изменениях.

В случаях, когда направленное в адрес инсайдера уведомление не получено последним по каким-либо причинам, общество обязано проинформировать об этом факте федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков в течение 5 (пяти) рабочих дней.

Учет всех направленных уведомлений осуществляется обществом в обязательном порядке. Кроме того, полная информация о направленных уведомлениях хранится в обществе в течение не менее пяти лет с даты исключения лица из списка инсайдеров.

Порядок обязательной передачи списка инсайдеров организаторам торговли устанавливается ФСФР России и п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона об инсайде и представляет собой одну из мер по предотвращению нарушений законодательства об инсайде (Приказ ФСФР РФ от 21.01.2011 г № 11–3/пз-н «Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях»).

Список инсайдеров (или изменения в список инсайдеров) передается не позднее 18 часов по московскому времени рабочего дня, следующего за днем его составления. При передаче списка указываются полное наименование общества, ИНН, ОГРН, а также контактная информация, в том числе адрес места нахождения, почтовый адрес, телефон, факс, e-mail.

В случае, если общество обязано передавать список инсайдеров нескольким организаторам торговли, оно вправе передать список одному, если этот организатор принимает обязательство по передаче списка другим организаторам торговли.

Организатор торговли вправе отказать обществу в приеме списка, если этот список передан способом, отличным от способа, предусмотренного организатором торговли.

Инсайдеры, включенные в список инсайдеров, в течение 10 рабочих дней с даты совершения ими соответствующей операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, обязаны уведомлять организации, в список инсайдеров которых они включены, и ФСФР РФ путем направления уведомлений (Положение о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка).

В адрес соответствующих организаций уведомление направляется любым способом, обеспечивающим подтверждение получения этого уведомления (почтовое отправление с уведомлением о вручении; направление электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью).

Уведомления, направляемые в ФСФР России, могут быть переданы почтовым отправлением с уведомлением о вручении, направлением электронного документа, подписанного ЭЦП, направлением уведомления через веб-интерфейс личного кабинета участника информационного обмена.

Уведомления, направляемые на бумажных носителях, в обязательном порядке должны быть подписаны, скреплены печатью (в случае, если отправитель - юридическое лицо) и, если уведомление содержит более одного листа, пронумерованы и прошиты.

Организация работы по отнесению информации к инсайдерской, подготовке перечня инсайдерской информации также относится к компетенции органов, ответственных за контроль над соблюдением требований законодательства об инсайде (комиссии и т.п.), или назначенных обществом должностных лиц.

К инсайдерской информации общества относится информация, исчерпывающий перечень которой утвержден Приказом ФСФР РФ от 12.05.2011 г № 11–18/пз-н (с изм. от 28.02.2012 г) «Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также порядка и сроков раскрытия такой информации».

Раскрытие инсайдерской информации

В случаях, когда в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг сообщения об инсайдерской информации подлежат опубликованию в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством (лента новостей), опубликование сообщений об инсайдерской информации лиц, являющихся инсайдерами, осуществляется в ленте новостей хотя бы одного из информационных агентств, которые в установленном порядке уполномочены на проведение действий по раскрытию информации на рынке ценных бумаг, в срок до 10.00 часов последнего дня, в течение которого должно быть осуществлено такое опубликование.

Часовой пояс, по которому определяется время опубликования, устанавливается по месту нахождения лица, являющегося инсайдером, а в случае, если 10.00 по часовому поясу в месте нахождения лица, являющегося инсайдером, истекают после часа, когда в распространителе информации на рынке ценных бумаг по установленным правилам прекращаются соответствующие операции, - по месту нахождения распространителя информации на рынке ценных бумаг.

При опубликовании инсайдерской информации в сети Интернет инсайдер обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адрес страницы в сети Интернет, на которой осуществляется опубликование информации.

Сообщение об инсайдерской информации лиц, являющихся инсайдерами, должно быть опубликовано в следующие сроки с даты наступления соответствующего факта (события, действия) или даты, в которую лицо, являющееся инсайдером, узнало или должно было узнать о его наступлении:

  • в ленте новостей - не позднее 1 дня;
  • на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней.
Если инсайдерская информация лиц, являющихся инсайдерами, содержится в документах указанных лиц, в том числе утверждаемых их уполномоченными органами и (или) подписываемых их уполномоченными лицами, раскрытие такой инсайдерской информации осуществляется путем обеспечения к ней доступа любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации.

Доступ к такой инсайдерской информации обеспечивается:

  1. путем опубликования текста документа, содержащего инсайдерскую информацию лица, являющегося инсайдером, на странице в сети Интернет - в срок не позднее 2 дней:
    • с даты утверждения уполномоченным органом лица, являющегося инсайдером, соответствующего документа, а если таким уполномоченным органом является коллегиальный орган - не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) собрания (заседания) уполномоченного коллегиального органа лица, являющегося инсайдером;
    • с даты подписания соответствующего документа уполномоченными лицами лица, являющегося инсайдером, в случае, если такой документ не подлежит утверждению уполномоченным органом лица, являющегося инсайдером;
  2. путем опубликования в ленте новостей сообщения о порядке доступа к инсайдерской информации, содержащейся в документе лица, являющегося инсайдером, - в срок не позднее 1 дня с даты опубликования текста документа, содержащего инсайдерскую информацию лица, являющегося инсайдером, на странице в сети Интернет;
  3. путем предоставления копии документа, содержащего инсайдерскую информацию лица, являющегося инсайдером, по требованию заинтересованного лица в срок не более 7 дней с даты получения (предъявления) требования за плату, не превышающую расходов на изготовление копии.

В случаях если после раскрытия или предоставления инсайдерской информации сведения изменяются, информация об этом должна быть раскрыта или предоставлена не позднее следующего рабочего дня после того, как об этих изменениях стало известно обществу.

Порядок доступа к ИИ. Охрана ее конфиденциальности

Общество вправе вводить специальные процедуры, направленные на охрану инсайдерской информации от неправомерного использования. А именно:

  • ограничивать права доступа к конкретной инсайдерской информации для работников и должностных лиц общества;
  • установить пропускной режим доступа лиц (работники общества не являются исключением) в отдельные помещения, занимаемые обществом;
  • определять места и источники хранения инсайдерской информации. Разрешать доступ к ней в определенных местах, с определенных носителей;
  • использовать системы защиты информационно-технических систем в целях недопущения потери инсайдерской информации и несанкционированного доступа к ней.

Члены органов управления и контроля общества, должностные лица и работники общества обязаны принимать все зависящие от них меры по защите и недопущению неправомерного использования инсайдерской информации (совершения сделок с использованием такой информации, ее передачи третьим лицам и т.д.).

При заключении договоров трудового или гражданско-правового характера, предусматривающих право доступа к инсайдерской информации, такой договор должен в обязательном порядке включать условие о неразглашении и запрете неправомерного использования инсайдерской информации, о предоставлении списка лиц, которые получат доступ к ней, а также подтверждение того факта, что указанные лица приняли на себя обязательство о нераспространении инсайдерской информации и о запрете на совершение сделок с ее использованием (расписок), а также об обязанности декларирования сделок, совершаемых инсайдерами и их аффилированными лицами.

Работники общества, в должностные обязанности которых входит взаимодействие со средствами массовой информации, общественностью и акционерами, должны обеспечивать равную возможность всем заинтересованным лицам на одновременный доступ к раскрываемой инсайдерской информации о деятельности общества, а также обязаны принимать меры по незамедлительному опровержению недостоверной информации, выдаваемой за инсайдерскую.

Документы общества, содержащие инсайдерскую информацию, в обязательном порядке помечаются грифом «инсайдерская информация».

Лица, получившие доступ к инсайдерской информации, не вправе распространять ее устно, письменно, электронным способом, путем демонстрации или передачи кому-либо соответствующих документов, ценных бумаг, чертежей и иных материалов.

При необходимости раскрытия общество должно быть уведомлено в письменной форме. По каждому отдельному случаю (обращению) лицу выдается письменное разрешение на раскрытие информации.

В случае если раскрытие инсайдерской информации продиктовано требованиями компетентных органов государства, сотрудник общества обязан незамедлительно уведомить об этом общество также в письменной форме.

Сотрудники общества или его структурных подразделений обязаны сохранять в тайне полученную ими в процессе выполнения должностных обязанностей конфиденциальную и инсайдерскую информацию в течение всего периода работы в обществе.

При увольнении (в том числе как непрошедшие испытательный срок либо в случае расторжения трудового договора) сотрудники обязаны не разглашать ставшую известной им информацию в течение определенного срока, установленного положением (порядком, правилами).

Лица, поступающие на работу в общество (в том числе в качестве практикантов и стажеров), также обязуются не разглашать ставшую им известной в ходе переговоров или собеседования инсайдерскую информацию в течение определенного срока, устанавливаемого обществом. При приеме на работу кандидат должен подписать договор о соблюдении коммерческой тайны.

Члены совета директоров, генеральный директор и члены правления по завершении работы в обществе обязаны не разглашать и не использовать инсайдерскую информацию в течение 10 лет (рекомендовано Кодексом корпоративного поведения).

Сотрудник общества, а также иное лицо, которому стало известно о неправомерном использовании инсайдерской информации, обязан известить об этом общество в срок, установленный положением (порядком, правилами).

При наличии информации о нарушении законодательства об инсайдерской информации общество инициирует вопрос о разбирательстве по факту поступления сообщения и о необходимости применения мер ответственности к нарушителю.

Ответственность за разглашение

Закон № 224-ФЗ от 27.07.2010 г. устанавливает уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность за нарушение его требований, в том числе вводя новые составы правонарушений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Согласно статье 15.21 КоАП «Неправомерное использование инсайдерской информации» предусмотрены следующие наказания за использование инсайдерской информации, если оно не содержит уголовно наказуемого деяния:

  1. для граждан - штраф от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  2. для должностных лиц - штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация от 1 до 2 лет;
  3. для юридических лиц - взыскание суммы излишнего дохода или убытков, но не менее 700 тыс. руб.
Согласно статье 185.6 Уголовного кодекса РФ неправомерное использование инсайдерской информации квалифицируется как преступление, в случае если причинен крупный (более 2,5 млн руб.) или особо крупный (более 10 млн руб.) ущерб. Ответственность в этом случае предусматривается в виде лишения свободы на срок до 6 лет.

Инсайдеры общества несут ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации как в соответствии с действующим законодательством, так и в соответствии с условиями договоров с обществом. К такой ответственности могут быть привлечены и лица, не являющиеся инсайдерами, но распространяющие инсайдерскую информацию или совершающие операции с ценными бумагами общества.

Общество вправе потребовать от инсайдеров, виновных в неправомерном использовании и/или распространении инсайдерской информации, возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями (п. 7 ст. 7 Закона).

Информация бывает разная - к публичной или приватной уже все привыкли. Но есть ее типы, которые не у всех на слуху. Вот, к примеру, инсайдерская что такое? С чем это едят? Что заключено в понятие инсайдерской информации? Какие есть особенности, ответственность за её разглашение? Как этому противодействуют? Как определяют порядок доступа? Вот неполный список вопросов, на которые имеется ответ в данной статье.

Что такое инсайдерская информация?

Это существенные по своей важности служебные данные, которые не были раскрыты публично. В случае если данная информация станет достоянием общественности, то произойдут значительные колебания рыночной стоимости ценных бумаг организации или иные подобные эффекты. Что представляет собой на практике инсайдерская и данные о смене руководства (которая произойдёт в ближайшее время), и про новую стратегию, продукт, технологию, успешные переговоры, скупку контрольного пакета акций, финансовые отчеты и прогнозы, которые свидетельствуют о трудностях или, наоборот, об успешной деятельности. Вот что к инсайдерской информации относится. В широком смысле данное обозначение применяется по отношению к данным, которые пока известны только определённому кругу лиц, близкому к её источнику. Почему ей придают такую ценность? Как видите, инсайдерская информация является важной благодаря тому, что она позволяет судить о том, как будут идти дела у предприятия в ближайшем будущем. Так, если будет назначен неэффективный управляющий, то можно спрогнозировать, что дела пойдут неудачно. И далее в подобном роде.

Законодательство

Государством взаимодействие с нею оговорено в законе N 224-ФЗ от 27.07.2010. Аспект делается на противостояние неправомерному использованию данных такой важности, которые могут оказать значительный уровень влияния на рынок. Следует отметить, что понятие инсайдерской информации до этого момента вообще не существовало, а применялось иное обозначение - «служебная». Более детально об ответственности за распространение информации мы поговорим немного далее, первоначально определимся, кто ею располагает.

Кто владеет инсайдерской информацией?

Как правило, располагает ею руководство предприятия. Хотя в числе владельцев инсайдерской информации могут оказаться и другие сотрудники (бухгалтеры, юристы и так далее). Когда компания в процессе работы передаёт соответствующие сведения другим лицам, то они тоже начинают ею располагать. В их качестве могут выступать сторонние адвокаты, аудиторы, банкиры, финансовые консультанты и люди других подобных профессий. Чтобы эти данные не были использованы для дестабилизации рынка и получения группой лиц значительных прибылей, в большинстве стран Земли существуют определённые законы или нормы, которые направлены против распространения инсайдерской информации.

Административная ответственность

Она предусмотрена статьей 15.21 КоАП. В случае установления вины за раскрытие инсайдерской информации граждане могут быть оштрафованы на сумму от трех до пяти тысяч рублей. Для должностных лиц она колеблется в диапазоне 30 000 - 50 000. Также при наличии убытков у компании человек может быть оштрафован на их величину, но не менее чем на семьсот тысяч рублей.

Уголовная ответственность

Значительным шагом борьбы с неправомерным использованием информации и манипуляций рынком стало принятие закона №141-ФЗ 30 октября 2009 года. Он ввел уголовное наказание за инсайдерские действия, которые влекут за собой убытки. Среди внесённых изменений следует отдельно сообщить о статье 185.3 Уголовного кодекса Российской Федерации. Под неё попадают действия, из-за которых происходит резкое повышение, понижение или поддержка цены бумаг, несмотря на внешние обстоятельства. Причиной уголовного преследования также может быть влияние на спрос или объем торгов ими. За эти действия предусмотрена ответственность на сумму от 300 тысяч рублей или до 6 лет лишения свободы. Вот такие последствия имеет распространение и неправомерное использование инсайдерской информации.

Противодействие

Также в рамках противостояния инсайду был принят закон №145626-5 от 17 апреля 2009 года. В нём имеется комплексное решение по злоупотреблению инсайдом. Действие данного законопроекта распространяется на финансовый и товарный рынки. В нём впервые было дано определение, что такое инсайдерская информация. Это также ввело её применения и использования. Так, в данном законе под нею понимают конкретные и точные сведения, что не раскрывались, распространялись или были предоставлены широкой публике, а также данные, которые составляют служебную, коммерческую и иную тайны, доступом к которым обладает только определённый круг лиц. При этом их раскрытие, предоставление и распространение может оказать значительное влияние на ценовые показатели товаров или финансовых инструментов. Кроме всего описанного, законопроектом определяется круг инсайдеров и устанавливается запрет на использование подобной информации во время заключения сделок. К выявлению подобных случаев широко привлекаются участники рынка. Также закон наделил новыми полномочиями, чтобы они более эффективно могли выявлять и предотвращать правонарушения. Они имеют право:

  1. запрашивать документы;
  2. проводить проверки;
  3. получать объяснения;
  4. направлять предписания для устранения нарушений;
  5. приостанавливать или аннулировать лицензии.

Порядок доступа: общее положение

Поскольку особенности предоставления информации могут разниться от одного случая к другому, то мы будем рассматривать их на конкретном примере выдуманного банка. Итак, он должен в нормативных документах вначале указать, что всё разработано согласно действующему законодательству Российской Федерации. Затем даётся определение необходимым терминам, проводится непосредственно составление порядка использования данных, и под конец составляются правила охраны.

Порядок доступа: информация

Необходимо создать перечень данных, которые относятся к инсайдерским. Он должен составляться таким образом, чтобы не противоречить нормативно-правовым актам. Также не лишним будет указание того, что не относится к данным такого типа. Обычно это:

  1. Сведения, что стали известными неограниченному кругу лиц благодаря их распространению.
  2. Исследования, что осуществлены при использовании общедоступной информации, а также прогнозы и оценки перспектив.
  3. Информация, что была незаконно раскрытой или опубликованной в СМИ, не считается инсайдерской с момента появления в них.

Порядок доступа: инсайдеры

Также необходимо проработать вопрос, кто может получить данные этого типа. Так, на примере рассматриваемого нами банка доступ к инсайдерской информации имеют такие люди:

  1. Председатель правления.
  2. Члены совета директоров.
  3. Заместители председателя правления.
  4. Члены коллегиального исполнительного органа.
  5. Ревизионная комиссия.
  6. Внешние аудиторы.
  7. Кредитные и страховые организации;.
  8. Оценщики банка.
  9. Информационные агентства, которые раскрывают предоставляемые банком данные.
  10. Физические лица, что имеют доступ к инсайдерской информации на основании трудовых договоров.
  11. Рейтинговые агентства.

Порядок доступа к инсайдерской информации

Следует отметить, что ознакомиться с информацией может только тот, с кем был заключен соответствующий гражданско-правовой и/или трудовой договоры. Так, получить доступ к данным могут сотрудники банка, а также клиенты в определённых рамках, что регулируются внутренней нормативной документацией. Доступ отдельных лиц к инсайдерской информации может предоставляться в случаях, когда составляется официальное заявление, в котором обосновывается причина её предоставления им. При необходимости раскрытия данных третьим лицам их всех необходимо указать. Всё это необходимо проработать, чтобы все, кому нужно получить инсайдерскую информацию (не во вред компании), смогли с нею ознакомиться. Также необходимо определиться со сроками, спустя который будет предоставляться решение о или запрете на подобные действия.

Заключение

Напоследок следует напомнить, что неправомерное использование инсайдерской информации влечёт за собой ответственность. Как говорится, чем больше возможностей, тем больше и спрос. Поэтому приходится быть осторожным, когда объект работы - инсайдерская информация. Это, надеемся, прояснила данная статья. Но прежде чем получить доступ к данным такой важности, человеку необходимо будет сделать определённую карьеру в соответствующей организации.

Не так давно вступивший в силу Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 224-ФЗ от 27.07.2010 г. (далее — Закон) активно «обрастает» большим числом подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок реализации отдельных требований Закона. Закон сложен, в нем непросто разобраться. Цель настоящей статьи заключается в обзоре основных требований законодательства по работе с инсайдерами.

Немного теории

Под понятием «инсайдер» (от англ. «inside» — внутри) понимается любое лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации, которая становится ему известной благодаря служебному положению или родственным связям. Другими словами, инсайдерская информация — информация внутренняя.

Определение инсайдерской информации в нашей стране было дано только с принятием Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2010 году. Согласно статье 2 Закона инсайдерская информация — это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов <...>).

Если оставить в стороне товарный рынок, то, как видно из приведенного определения, нормы Закона распространяются на компании, чьи ценные бумаги котируются на бирже, а также на их акционеров и некоторых контрагентов таких компаний.

К наиболее распространенным типам инсайдерской информации относятся сведения о «финансовом здоровье» или стабильности компании (доходы, прибыли, случаи банкротства и т.д.), об изменениях в структуре компании в результате слияний, поглощения или создания новых предприятий, а также о новых продуктах, технологиях, лицензиях и пр.

Перечень инсайдеров, то есть лиц, владеющих инсайдерской информацией, указан в статье 4 Закона. Выделяются 3 группы инсайдеров. 1 группа — «первичные инсайдеры»:

  • эмитенты эмиссионных бумаг и управляющие компании;
  • хозяйствующие субъекты, включенные в реестр и занимающие доминирующее положение;
  • организаторы торговли (фондовые биржи), клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торгов (фондовые биржи);
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментам и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;
  • федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, Банк России.

«Вторичные инсайдеры» — это:

  • лица, входящие в состав органов управления «первичного инсайда» (члены совета директоров, исполнительных органов и др.);
  • лица, являющиеся владельцами «первичного инсайдера»;
  • лица, действующие на основании договора с «первичным инсайдером» (информационные или рейтинговые агентства и т.п.).

Инсайдеры — физические лица имеют доступ к инсайдерской информации «первичных» и «вторичных» инсайдеров на основании трудовых и гражданско-правовых договоров.

Отличие инсайдерской информации от других видов необщедоступной информации заключается в сложности, композиционности ее источников, а также в особенной связи между информацией и экономической судьбой финансовых инструментов, валюты и (или) товаров. Кроме того, инсайдерская информация, в отличие от служебной, коммерческой и банковской, подлежит раскрытию в обязательном порядке, но через некоторое время.

Для урегулирования вопросов по работе с инсайдерской информацией Федеральной службой по финансовым рынкам РФ и Федеральной антимонопольной службой РФ был дан ряд рекомендаций. А именно:

  • разработка и утверждение порядка доступа к инсайдерской информации и правил охраны ее конфиденциальности;
  • создание (определение и назначение) структурного подразделения, в обязанности которого входит осуществление контроля;
  • обеспечение условий для беспрепятственного и эффективного осуществления структурным подразделением своих функций.

Работа с инсайдерами и инсайдерской информацией

Работа акционерных обществ с инсайдерами и инсайдерской информацией регламентируется локальными нормативными актами (положениями, порядками, правилами), принимаемыми обществами во исполнение Информационного письма ФСФР РФ от 27.01.2011 г «О мерах по реализации ФЗ от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обществом разрабатывается и утверждается порядок доступа к инсайдерской информации, в котором регламентируются правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением Закона об инсайде и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Формируются, определяются или назначаются структурные подразделения или должностные лица, в обязанности которых входит осуществление контроля за соблюдением требований законодательства об инсайде и которые подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) или высшему органу управления юридического лица, а также создаются условия для беспрепятственной и эффективной работы этих структурных подразделений (должностных лиц). При этом утверждение порядка (положения или правил), а также создание структурного подразделения (или назначение должностных лиц) акционерными обществами осуществляется в соответствии с уставом (учредительными документами) или какими-либо иными внутренними документами.

Органы, ответственные за контроль над соблюдением требований законодательства об инсайде (комиссии и т.п.), или назначенные должностные лица организуют ведение списка инсайдеров общества, обеспечивая своевременное внесение изменений и дополнений в него. В отисок инсайдеров включаются:

  • ФИО или наименование инсайдера;
  • сведения о документе, удостоверяющем личность, или номер и дата регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ;
  • адреса — почтовый и электронный;
  • основание для признания лица инсайдером;
  • количество акций общества, принадлежащих инсайдеру;
  • сведения о неправомерном использовании инсайдерской информации (при наличии таковых).

Говоря о списке инсайдеров, возможно провести аналогию со списками лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации (обладающих доступом секретности, прошедших проверку на доступ к работе с конфиденциальной информацией, отвечающих требованиям режима секретности и пр.).

В обязательном порядке в список инсайдеров включаются:

  • члены совета директоров общества;
  • члены комитетов совета директоров, не являющиеся членами совета директоров общества;
  • лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа;
  • члены правления общества;
  • заместители председателя правления;
  • главный бухгалтер;
  • руководитель и сотрудники службы внутреннего контроля;
  • члены ревизионной комиссии общества;
  • аудиторы (аудиторские организации), оценщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации и лица, получившие доступ к инсайдерской информации общества на основании договоров с обществом;
  • информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации общества;
  • лица, осуществляющие присвоение рейтингов обществу, а также ценным бумагам общества;
  • физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации общества на основании трудовых и гражданскоправовых договоров.

О внесении в список, а также об исключении из него инсайдеры общества уведомляются не позднее 1 (одного) рабочего дня с даты включения данного лица в список инсайдеров или исключения данного лица из указанного списка любым доступным способом: направлением им сообщения по электронной почте, а также путем отправления почтового уведомления (с уведомлением о вручении), что более применительно к юридическим и физическим лицам, не являющимся работниками общества, или путем направления письменного уведомления в соответствии с правилами документооборота общества (в отношении физических лиц, являющихся работниками общества). Уведомление в бумажной форме должно быть подписано уполномоченным лицом и скреплено печатью организации. Уведомление, содержащее более одного листа, должно быть сшито, а листы уведомления пронумерованы.

Уведомление о включении лица в список инсайдеров или исключении из него должно содержать следующие сведения.

В отношении организации:

  • полное фирменное наименование организации;
  • ИНН и ОГРН организации;
  • место нахождения и иной адрес для получения организацией почтовой корреспонденции;
  • контактные телефон, факс и адрес электронной почты организации.

В отношении юридического лица, включенного в список инсайдеров, которому направляется уведомление:

  • полное фирменное наименование юридического лица;
  • ИНН и ОГРН юридического лица;
  • дата включения (исключения) юридического лица в список (из списка) инсайдеров;
  • основание включения (исключения) юридического лица в список (из списка) инсайдеров.

В отношении физического лица, включенного в список инсайдеров, которому направляется уведомление:

  • фамилия, имя, отчество физического лица;
  • дата и место рождения физического лица;
  • основание направления уведомления (включение в список инсайдеров или исключение из списка инсайдеров);
  • дата включения или исключения физического лица в список или из списка инсайдеров;
  • основание включения или исключения физического лица в список или из списка инсайдеров.

Уведомление о включении лица в список инсайдеров должно также содержать информационное сообщение о требованиях Федерального закона в отношении инсайдеров общества. Это продиктовано, в первую очередь, необходимостью установления виновных лиц при наступлении последствий в случаях нарушения норм законодательства об инсайде (Положение о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, утвержденное Приказом ФСФР России от 21.01.2011 г № 11-3/пз-н).

В случае изменения реквизитов общества оно обязано информировать всех лиц, включенных в список инсайдеров, о произошедших изменениях в течение пяти рабочих дней с даты произошедших изменений или в течение пяти рабочих дней с даты, когда общество узнало или должно было узнать о произошедших изменениях.

В случаях, когда направленное в адрес инсайдера уведомление не получено последним по каким-либо причинам, общество обязано проинформировать об этом факте федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков в течение 5 (пяти) рабочих дней.

Учет всех направленных уведомлений осуществляется обществом в обязательном порядке. Кроме того, полная информация о направленных уведомлениях хранится в обществе в течение не менее пяти лет с даты исключения лица из списка инсайдеров.

Порядок обязательной передачи списка инсайдеров организаторам торговли устанавливается ФСФР России и п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона об инсайде и представляет собой одну из мер по предотвращению нарушений законодательства об инсайде (Приказ ФСФР РФ от 21.01.2011 г № 11-3/пз-н «Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях»). Список инсайдеров (или изменения в список инсайдеров) передается не позднее 18 часов по московскому времени рабочего дня, следующего за днем его составления. При передаче списка указываются полное наименование общества, ИНН, ОГРН, а также контактная информация, в том числе адрес места нахождения, почтовый адрес, телефон, факс, e-mail. В случае, если общество обязано передавать список инсайдеров нескольким организаторам торговли, оно вправе передать список одному, если этот организатор принимает обязательство по передаче списка другим организаторам торговли.

Организатор торговли вправе отказать обществу в приеме списка, если этот список передан способом, отличным от способа, предусмотренного организатором торговли.

Инсайдеры, включенные в список инсайдеров, в течение 10 рабочих дней с даты совершения ими соответствующей операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, обязаны уведомлять организации, в список инсайдеров которых они включены, и ФСФР РФ путем направления уведомлений (Положение о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка). В адрес соответствующих организаций уведомление направляется любым способом, обеспечивающим подтверждение получения этого уведомления (почтовое отправление с уведомлением о вручении; направление электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью).

Уведомления, направляемые в ФСФР России, могут быть переданы почтовым отправлением с уведомлением о вручении, направлением электронного документа, подписанного ЭЦП, направлением уведомления через веб-интерфейс личного кабинета участника информационного обмена. Уведомления, направляемые на бумажных носителях, в обязательном порядке должны быть подписаны, скреплены печатью (в случае, если отправитель — юридическое лицо) и, если уведомление содержит более одного листа, пронумерованы и прошиты.

Организация работы по отнесению информации к инсайдерской, подготовке перечня инсайдерской информации также относится к компетенции органов, ответственных за контроль над соблюдением требований законодательства об инсайде (комиссии и т.п.), или назначенных обществом должностных лиц. К инсайдерской информации общества относится информация, исчерпывающий перечень которой утвержден Приказом ФСФР РФ от 12.05.2011 г № 11-18/пз-н (с изм. от 28.02.2012 г) «Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 — 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также порядка и сроков раскрытия такой информации».

Раскрытие инсайдерской информации

В случаях, когда в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг сообщения об инсайдерской информации подлежат опубликованию в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством (лента новостей), опубликование сообщений об инсайдерской информации лиц, являющихся инсайдерами, осуществляется в ленте новостей хотя бы одного из информационных агентств, которые в установленном порядке уполномочены на проведение действий по раскрытию информации на рынке ценных бумаг, в срок до 10.00 часов последнего дня, в течение которого должно быть осуществлено такое опубликование.

Часовой пояс, по которому определяется время опубликования, устанавливается по месту нахождения лица, являющегося инсайдером, а в случае, если 10.00 по часовому поясу в месте нахождения лица, являющегося инсайдером, истекают после часа, когда в распространителе информации на рынке ценных бумаг по установленным правилам прекращаются соответствующие операции, — по месту нахождения распространителя информации на рынке ценных бумаг.

При опубликовании инсайдерской информации в сети Интернет инсайдер обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адрес страницы в сети Интернет, на которой осуществляется опубликование информации.

Сообщение об инсайдерской информации лиц, являющихся инсайдерами, должно быть опубликовано в следующие сроки с даты наступления соответствующего факта (события, действия) или даты, в которую лицо, являющееся инсайдером, узнало или должно было узнать о его наступлении:

  • в ленте новостей — не позднее 1 дня;
  • на странице в сети Интернет — не позднее 2 дней.

Если инсайдерская информация лиц, являющихся инсайдерами, содержится в документах указанных лиц, в том числе утверждаемых их уполномоченными органами и (или) подписываемых их уполномоченными лицами, раскрытие такой инсайдерской информации осуществляется путем обеспечения к ней доступа любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации. Доступ к такой инсайдерской информации обеспечивается:

  • с даты утверждения уполномоченным органом лица, являющегося инсайдером, соответствующего документа, а если таким уполномоченным органом является коллегиальный орган — не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) собрания (заседания) уполномоченного коллегиального органа лица, являющегося инсайдером;
  • с даты подписания соответствующего документа уполномоченными лицами лица, являющегося инсайдером, в случае, если такой документ не подлежит утверждению уполномоченным органом лица, являющегося инсайдером;

2) путем опубликования в ленте новостей сообщения о порядке доступа к инсайдерской информации, содержащейся в документе лица, являющегося инсайдером, — в срок не позднее 1 дня с даты опубликования текста документа, содержащего инсайдерскую информацию лица, являющегося инсайдером, на странице в сети Интернет;

3) путем предоставления копии документа, содержащего инсайдерскую информацию лица, являющегося инсайдером, по требованию заинтересованного лица в срок не более 7 дней с даты получения (предъявления) требования за плату, не превышающую расходов на изготовление копии.

В случаях если после раскрытия или предоставления инсайдерской информации сведения изменяются, информация об этом должна быть раскрыта или предоставлена не позднее следующего рабочего дня после того, как об этих изменениях стало известно обществу.

Порядок доступа к инсайдерской информации. Охрана ее конфиденциальности

Общество вправе вводить специальные процедуры, направленные на охрану инсайдерской информации от неправомерного использования. А именно:

  • ограничивать права доступа к конкретной инсайдерской информации для работников и должностных лиц общества;
  • установить пропускной режим доступа лиц (работники общества не являются исключением) в отдельные помещения, занимаемые обществом;
  • определять места и источники хранения инсайдерской информации. Разрешать доступ к ней в определенных местах, с определенных носителей;
  • использовать системы защиты информационно-технических систем в целях недопущения потери инсайдерской информации и несанкционированного доступа к ней.

Члены органов управления и контроля общества, должностные лица и работники общества обязаны принимать все зависящие от них меры по защите и недопущению неправомерного использования инсайдерской информации (совершения сделок с использованием такой информации, ее передачи третьим лицам и т.д.).

При заключении договоров трудового или гражданско-правового характера, предусматривающих право доступа к инсайдерской информации, такой договор должен в обязательном порядке включать условие о неразглашении и запрете неправомерного использования инсайдерской информации, о предоставлении списка лиц, которые получат доступ к ней, а также подтверждение того факта, что указанные лица приняли на себя обязательство о нераспространении инсайдерской информации и о запрете на совершение сделок с ее использованием (расписок), а также об обязанности декларирования сделок, совершаемых инсайдерами и их аффилированными лицами.

Работники общества, в должностные обязанности которых входит взаимодействие со средствами массовой информации, общественностью и акционерами, должны обеспечивать равную возможность всем заинтересованным лицам на одновременный доступ к раскрываемой инсайдерской информации о деятельности общества, а также обязаны принимать меры по незамедлительному опровержению недостоверной информации, выдаваемой за инсайдерскую.

Документы общества, содержащие инсайдерскую информацию, в обязательном порядке помечаются грифом «инсайдерская информация».

Лица, получившие доступ к инсайдерской информации, не вправе распространять ее устно, письменно, электронным способом, путем демонстрации или передачи кому-либо соответствующих документов, ценных бумаг, чертежей и иных материалов. При необходимости раскрытия общество должно быть уведомлено в письменной форме. По каждому отдельному случаю (обращению) лицу выдается письменное разрешение на раскрытие информации. В случае если раскрытие инсайдерской информации продиктовано требованиями компетентных органов государства, сотрудник общества обязан незамедлительно уведомить об этом общество также в письменной форме.

Сотрудники общества или его структурных подразделений обязаны сохранять в тайне полученную ими в процессе выполнения должностных обязанностей конфиденциальную и инсайдерскую информацию в течение всего периода работы в обществе. При увольнении (в том числе как непрошедшие испытательный срок либо в случае расторжения трудового договора) сотрудники обязаны не разглашать ставшую известной им информацию в течение определенного срока, установленного положением (порядком, правилами). Лица, поступающие на работу в общество (в том числе в качестве практикантов и стажеров), также обязуются не разглашать ставшую им известной в ходе переговоров или собеседования инсайдерскую информацию в течение определенного срока, устанавливаемого обществом. При приеме на работу кандидат должен подписать договор о соблюдении коммерческой тайны.

Члены совета директоров, генеральный директор и члены правления по завершении работы в обществе обязаны не разглашать и не использовать инсайдерскую информацию в течение 10 лет (рекомендовано Кодексом корпоративного поведения).

Сотрудник общества, а также иное лицо, которому стало известно о неправомерном использовании инсайдерской информации, обязан известить об этом общество в срок, установленный положением (порядком, правилами). При наличии информации о нарушении законодательства об инсайдерской информации общество инициирует вопрос о разбирательстве по факту поступления сообщения и о необходимости применения мер ответственности к нарушителю.

Ответственность за разглашение инсайдерской информации

Закон № 224-ФЗ от 27.07.2010 г. устанавливает уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность за нарушение его требований, в том числе вводя новые составы правонарушений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ. Согласно статье 15.21 КоАП «Неправомерное использование инсайдерской информации» предусмотрены следующие наказания за использование инсайдерской информации, если оно не содержит уголовно наказуемого деяния:

  • для граждан — штраф от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц — штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация от 1 до 2 лет;
  • для юридических лиц — взыскание суммы излишнего дохода или убытков, но не менее 700 тыс. руб.

Согласно статье 185.6 Уголовного кодекса РФ неправомерное использование инсайдерской информации квалифицируется как преступление, в случае если причинен крупный (более 2,5 млн руб.) или особо крупный (более 10 млн руб.) ущерб. Ответственность в этом случае предусматривается в виде лишения свободы на срок до 6 лет.

Инсайдеры общества несут ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации как в соответствии с действующим законодательством, так и в соответствии с условиями договоров с обществом. К такой ответственности могут быть привлечены и лица, не являющиеся инсайдерами, но распространяющие инсайдерскую информацию или совершающие операции с ценными бумагами общества. Общество вправе потребовать от инсайдеров, виновных в неправомерном использовании и/или распространении инсайдерской информации, возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями (п. 7 ст. 7 Закона).

День трейдера, как правило, начинается с прочтения новостных лент и ознакомления с различного рода информацией, которая способна повлиять на стоимость ценных бумаг, торгуемых на бирже. Значение информации для трейдера сложно переоценить. Биржевая торговля - это та отрасль деятельности, в которой именно информация помогает заработать серьезные деньги.

Она черпается из различных источников, а потому бывает очень разной - это и данные календарей макростатистики, и обзоры аналитиков, и новости экономического и политического характеров, и сообщения официальных лиц эмитентов, в том числе - раскрытие их отчетности. Причем значимость этой информации весьма неоднородна. Если новость вышла где-нибудь в отдаленном регионе мира и имеет весьма ограниченный резонанс, который вряд ли способен повлиять на ход торгов биржевыми активами, ее можно в большей степени игнорировать.

Но есть и другая информация - например, об изменении центральными банками процентных ставок, реакция рынков на которую может быть весьма бурной. И многих трейдеров наверняка хотя бы раз охватывало желание узнавать такого рода новости заранее, до момента официальной публикации, ведь, совершив заблаговременно соответствующую сделку, можно было бы неплохо заработать. Но, если вдуматься более детально, в рамках крупных компаний и государственных структур существует масса лиц, которые владеют значимой информацией до момента ее официальной публикации. От понимания этого факта сознание может сразу начать рисовать цифры, которые наверняка зарабатывают эти «посвященные» в ходе заключения биржевых сделок. Однако в действительности это совсем не так.

Подобная информация называется инсайдерской (инсайдом), а лица, обладающие ею, - инсайдерами. Торговля на основе данной информации незаконна и налагает соответствующую ответственность.

Рис. 1. Реакция рынка на принятие программы QE III

Что означает термин «инсайдерская информация»? Дело в том, что компании в ходе ведения бизнеса разрабатывают различные стратегии, хранят клиентские базы, принимают бизнес-решения. Обнародование информации без соответствующего решения менеджмента может весьма существенно навредить компании. Для недопущения этого многие сотрудники при приеме на работу подписывают соответствующие документы о неразглашении информации. Пример - рецепт «Кока-колы», который уже много лет хранится в тайне.

Определение

В 224 ФЗ от 27.07.2010 г. дано определение инсайдерской информации. Так называется точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, и негосударственных пенсионных фондов).

Причем в 39 от 22.04.1996 г. ФЗ «О рынке ценных бумаг» в статье 31 дано определение «служебной информации», что, по сути и есть инсайдерская информация. Служебная - это любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг.

Следует отметить, что подобного рода ограничения в использовании служебной (инсайдерской) информации существуют не только в России, но и в других странах на законодательном уровне. Инсайдеры делятся на две группы - это сотрудники самой компании (как правило, топ-менеджмент) и сторонние привлекаемые лица (аудиторы, консультанты, юристы и т.д.).

Незаконное использование инсайдерской информации: что это значит для кошелька

Меры наказания за применение инсайдерской информации изложены в КоАП ст. 15.21 «Неправомерное использование инсайдерской информации» в соответствии с которым на физических лиц налагается штраф 3 000-5 000 рублей, на должностных - 30 000-50 000 рублей (либо лишение должности сроком на 1-2 года), на юридических лиц - не менее 700 000 рублей (либо в размере незаконно полученного дохода, или убытков, понесенных компанией в результате действий с инсайдерской информацией).

Что касается , то большим шагом в борьбе с незаконным применением инсайдерской информации стал 241 ФЗ от 30.10.2009 г. "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" в соответствии с которым в УК РФ была добавлена ст. 185.3 УК РФ «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг». В понятие манипулирование входит ряд действий, направленных на понижение, повышение или поддержание в диапазоне цен соответствующих ценных бумаг. Ответственность предусматривает наложение штрафа от 300 000 рублей либо лишение свободы на срок до шести лет. Стоит отметить, что ранее за подобные действия была предусмотрена лишь административная ответственность, которая почти не налагалась на практике.

Вывод

Ценность информации на биржевых торгах сложно переоценить. Но свою торговлю необходимо вести в рамках закона и основываться в принятии решений не на инсайдерскую информацию, а на ту, которую публично раскрывают эмитенты.

Инсайдерская информация – это данные предприятия (фирмы), составляющие тайну и не подлежащие распространению, которые известны узкому кругу лиц и способны повлиять на ведение бизнеса, производительность, репутацию и другие показатели.

Лица, обладающие такой информацией, называются инсайдерами. К их числу могут относиться:

  • руководящий состав предприятия (знают все о деятельность юридического лица);
  • бухгалтерия и экономический отдел (обладают знаниями о финансовых вопросам предприятия, счетах, займовых и долговых обязательствах);
  • банки депозитарии (владеют знаниями о движениях по счетам юридического лица);
  • организаторы торговых площадок;
  • третьи лица, получившие информацию случайным образом.

Каждый, кто хоть каким-то образом имеет отношение к хранению инсайдерских данных, должен понимать, что в случае распространения информации, могут возникнуть определенные проблемы, а также это повлечет ответственность за раскрытие инсайдерской информации.

Закон об инсайдерской информации

ФЗ об инсайдерской информации и противодействию ее незаконного использования №224 принят 27.07.2010 . До этого какого-либо нормативно-правового акта, регулирующего эту деятельность, не существовала, за исключением отдельных положений, расписанных в различных источниках.
Принятый закон закрепляет:

  • понятие инсайдерской информации;
  • круг возможных инсайдеров;
  • прямой запрет на распространение сведений;
  • полномочия ФСФР;
  • требования оглашения определенной информации, ведения списков инсайдеров.

Также в законе закреплено, что за нарушение правил хранения, раскрытия и получения инсайдерской информации возможно наступление определенных последствий, предусмотренных уголовным, административным кодексами, а также относящихся к сфере гражданско-правовых отношений.

Состав преступления

Неправомерное использование инсайдерской информации влечет за собой как административную, так и уголовную ответственность. Разграничить довольно просто: если общество в результате раскрытия конфиденциальных данных претерпело существенные убытки, то ответственность может быть только уголовной и предусмотрена ст.185.6 УК РФ.

Ответственность по уголовному законодательству наступит в следующих случаях:

  • свершилась сделка на фондовом рынке, но вопреки общедоступной информации, характер сделки явно отличается от того, который должен был быть при определенных рассекреченных данных;
  • участник сделки – инсайдер или лицо, взаимодействующее с ним;
  • главной причиной заключения сделки стала информация, не разрешенная и не доступная широким массам;
  • результатом сделки стало нанесение ущерба предприятию, предотвращение собственных потерь в размере не менее 2,5 миллионов рублей.

Если сумма ущерба меньшая, чем 2,5 миллиона рублей, то предусмотрена административная ответственность по ст.15.21 или 15.35 КоАП РФ.

К неправомерной деятельности в рамках уголовного и административного законодательства относится:

  • использование данных в собственных корыстных целях (снизить размер убытков, увеличить доход);
  • рассекречивание чужих данных для поднятия своего бизнеса, подрыва конкурента;
  • передача данных третьим лицам для использования, чтобы в последующем извлечь из этого выгоду и отвести от себя подозрения.

Уголовный закон об инсайдерской информации устанавливает объектом преступления общественные отношения, обеспечивающее нормальное функционирование субъектов хозяйствования, свободную и равную конкуренцию.

С субъективной стороны необходимо наличие прямого умысла. Субъект преступления специальный, т.е. лицо, обладающее знаниями инсайдерской направленности.

Преступление считается оконченным как только причинен ущерб государству, обществу, физическим или юридическим лицам.

Предусмотренная ответственность

За административное правонарушение по ст.15.21 КоАП РФ инсайдер может быть подвергнут штрафу, размер которого напрямую зависит от статуса виновного:

  • обычный гражданин – от 3 до 5 тысяч рублей;
  • лица, ответственные за принятие решений, — от 30 до 50 тысяч рублей;
  • организация – от 700 тысяч рублей.

Уголовное преступление предполагает большую ответственность за аналогичные деяния с более серьезными последствиями.

Обратите внимание

В дополнение к вмененному наказанию может быть назначен запрет на осуществление профессиональной деятельности, т.е. лицо не должно занимать высокие должности в течение определенного периода времени.

Часть 1 статьи 185.6 УК устанавливает . За такой состав преступления возможен штраф (от 300 до 500 тысяч рублей или часть заработка), равно как и заключение в тюрьму на срок от 2 до 4 лет со штрафом или без него.

Часть 2 статьи 185.6 УК РФ устанавливает ответственность за передачу информации третьим лицам. Так, предусмотрены следующие виды наказания: штраф в виде разового платежа (часть дохода за период от 2 до 4 лет, штраф в сумме от 500 до 1000 тысяч рублей).

Хотите получить больше информации? Задавайте вопросы в комментариях

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Кредитный вопрос