Кредитный вопрос

Разрешение на строительство частного дома является обязательным. Допуск к строительству оформляется только при предъявлении перечня требуемых документов. Если представляется не полный список бумаг или они имеют ошибки, то заявление отклоняется. Возведение здания будет незаконным при отсутствии документа от ответственных органов.

Зачем нужно разрешение

ГрК РФ – свод законодательных актов, определяющий, как получить разрешение на строительство дома, регулирующий процессы возведения объектов любого вида. Согласно пунктам, документ обязательный, без него возведение здания будет незаконным.

Разрешение используется для подтверждения, что процесс возведения здания был проведен согласно действующим правовым и нормативным актам. Так построенное помещение будет соответствовать условиям безопасности и не позволит наносить ущерб природе и остальной инфраструктуре.

Кем выдается разрешение на строительство

За выдачу ответственным органом назначено муниципальное самоуправление, определяемое по месту расположения земельного участка, на котором планируется развернуться застройка. Но место, где можно получить разрешение на строительство, может изменяться в зависимости от нюансов:

  • На строительство частного дома на собственном участке ИЖС разрешение выдается органами местного самоуправления по вопросам градостроительной деятельности района, в котором расположен участок под строительство.
  • Орган, уполномоченный охранять объекты культурного наследия в субъекте РФ – если строительные работы ведутся в границах исторических поселений;
  • Министерство природных ресурсов и экологии РФ – если при строительных работах будут использованы недра;
  • «Роскосмос» – если возводится объект космической инфраструктуры;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору – если объект предназначен для работы в атомной промышленности.

Получение разрешения на строительство дома

Вся процедура того, как получают разрешение на строительство, регулируется статьей 51 ГК РФ. Первым этапом при необходимости получения разрешения является создание проекта, разработкой которого должен заниматься профессионал. Найти специалиста можно в соответствующих организациях, где подготовят индивидуальный проект или представят готовый план. Здесь же подготовят необходимую документацию, которая потребуется при застройке.

Когда разрешение не потребуется

В статье 51 ГК РФ также указаны случаи, когда строительство может проходить без получения разрешения:

  • внутриканальные соединения;
  • возведение гаража на некоммерческой территории;
  • возведение некапитальных сооружений;
  • сооружения, необходимые для подключения к инженерным сетям.

Интересный факт! К некапитальным сооружениям относятся легкие конструкции, которые не имеют глубоких фундаментов (беседка, сарай, погреб, колодец и так далее).

Получение разрешения на строительство ИЖС

Получение разрешения на строительство ИЖС осуществляется по принципу, действующему для капитальных объектов. Различия имеются в пакете собираемых документов и месте обращения, куда необходимо подавать заявление с бумагами.

Допускается регистрация только одного капитального дома на территории участка. Постройка гостевого домика разрешается, только если он будет относиться к вспомогательному объекту, для строительства которого не потребуется получение документации. Аналогичное правило работает и для строительства других некапитальных объектов.

Дом, построенный по ИЖС, не может иметь более 3 этажей. Всегда строится для проживания одной семьи. Если же объект превышает установленный лимит, то список собираемых документов изменится.

Минимальные значения для дома ИСЖ:

  • площадь кухни — 6 кв.м.;
  • площадь одной жилой комнаты: гостиная – 12 кв.м. или спальня – 8 кв.м.;
  • ширина коридора – 0,85 м.;
  • ширина раздельного санузла: ванная комната – 1,5 м. и туалет – 0,8 м.

Интересный факт! Объект ИЖС может возводиться только при наличии учета минимального расстояния от дома до общей территорий. При несоблюдении условия разрешение выдано не будет.

Куда обращаться

Для оформления потребуется обратиться с заявлением в ближайший МФЦ. Регистрация обращения осуществляется в течение дня. Если застройка проводится с использованием недр или на территории исторического поселения, то потребуются дополнительные бумаги.

Сопроводительные документы

Что нужно из документов, чтобы получить разрешение на строительство:

  • заявление, составляемое в МФЦ;
  • паспорт гражданина;
  • подтверждение наличия прав на владение землей, где будет проводиться строительство;
  • проект.

Под правоустанавливающими документами подразумевается свидетельство о государственной регистрации. Если же оно отсутствует, то заменой является бумага, на основании которой территория была передана во владение (договор купли-продажи, завещания, дарения).

Проектные бумаги определяется статьей 51 ГК РФ. Для объектов капитального строительства потребуется следующая документация:

  • архитектурные решения;
  • доступность для людей с ограничениями;
  • заключение экспертизы (специалист направляется от государственных органов);
  • инженерно-технический план;
  • пояснительная записка;
  • проект демонтажа, сноса;
  • проект строительства;
  • разрешение для отклонения от незначительных параметров;
  • согласие от владельца здания на его реконструкцию (если проводится);
  • схема планировки участка;
  • схема планировочной организации.

Регулирование документации при строительстве ИЖС осуществляется тем же законодательным актом. Перед тем, как получить разрешение на строительство частного дома , потребуется собрать следующий пакет бумаг:

  • план участка (максимальная давность – 3 года);
  • описание внешнего вида объекта (потребуется только при строительстве в исторических поселениях);
  • планировочная организация участка.

Получение отказа

После передачи документации и заявления, решение принимается комиссией в течение одной недели, что указано в статье 51 ГК РФ. Срок увеличивается до 30 дней, если проект относится к капитальному строительству, которое не является линейным или возведение осуществляется в историческом поселении.

Результатом рассмотрения заявки может стать отказ в выдаче разрешения. Основания для отклонения указаны в статье 51 ГК РФ. Если его причиной стали недостатки, неточности или недостаток приложенных документов, то потребуется устранить недочеты, после чего вновь подать заявление туда, где обращающийся получил отказ в получении разрешения на строительство частного дома.

Другие причины отклонения заявления, описанные в законодательном акте:

  • заявитель не является владельцем территории;
  • строительство проходит в особо охраняемой зоне;
  • участок требуется государству.

Если обращающееся лицо считает, что решение об отказе было принято незаконно, то ему потребуется составить иск для передачи в суд. Документ должен включать в себя:

  • данные адресата;
  • данные заявителя;
  • данные органа, чье решение обжалуется;
  • разъяснение ситуации;
  • просьба о признании вынесенного решения незаконным;
  • список приложенных документов.

Срок действия разрешения

Документ действует следующие 10 лет с даты выдачи. Его нужно сохранять в течение всей реализации проекта. Если же здание не введено в эксплуатацию по истечении 10 лет, то он может продлеваться на дополнительный срок по решению органа, выдавшего документ.

Чтобы продлить разрешение, необходимо обратиться до истечения последних 60 дней действия документа. Заявление подается в орган, выдавший разрешение. Прошение о продлении может быть отклонено по причине отсутствия начала работ.

Последствия строительства без разрешения

Если строительство жилья будет проведено без получения соответствующей разрешительной документации, то построенное здание будет признанно незаконным. Минимальные последствия, которые могут быть – запрет на подключение коммуникации, максимальные – привлечение к административной ответственности. Последний случай имеет место быть, если при строительстве не учитывались нормы и правила возведения. Из-за невозможности регистрации здания, с построенным объектом нельзя будет проводить любые сделки (продажа, аренда и так далее).

Интересный факт! Регистрация права собственности обойдется в 350 рублей, уплачиваемых в качестве государственной пошлины.

При самостоятельном получении разрешения оно будет бесплатным. Если сбором документации и остальными процедурами будет заниматься профильная компания, то стоимость получения разрешения на строительство частного дома различается в зависимости от разных факторов, но в среднем стоит от 15 000 до 50 000 рублей.

Нужно ли получать разрешение на строительство частного дома ответит статья 9.5 КоАП РФ, определяющая наказание при отсутствии этого документа:

Преимущества и недостатки ИЖС

Преимущества ИЖС заключаются в следующих нюансах:

  • в доме можно прописаться, что позволит пользоваться социальными государственными учреждениями;
  • действуют программы от государства;
  • допускается строительство дома без лишних ограничений;
  • собственность принадлежит только ее владельцу.

Интересно: Как недвижимости? Пошаговая инструкция и советы эксперта.

Недостатки ИЖС заключаются в следующих нюансах:

  • ограниченный размер участка;
  • начало строительства допускается в течение 3 лет с момента регистрации владения территорией;
  • если на территории не появится дом в течение 10 лет, то размер налога увеличится в два раза.

Разрешение на строительство является документом, позволяющим узаконить возведение здания. В противном случае гражданин может понести административную ответственность за пренебрежение законодательством.

Многие собственники земельных участков полагают, что имеют право построить на своей земле дом, какой им захочется и когда захочется. На самом же деле процесс возведения частных жилых домов контролируется органами власти. Риск самовольного строительства доходит вплоть до сноса построенного объекта.

Зачем необходимо получение разрешения

Требование получать разрешение на индивидуальное строительство диктуется статьей 51 Градостроительного кодекса РФ. Согласие на постройку частного жилого дома должны выдавать представители администрации той территории, на которой расположен застраиваемый участок.

Требование предварительного согласования строительства с органами власти введено, чтобы возведение нового дома не нарушило планов застройки микрорайона, а также действующих в нашей стране строительных правил. В частности, дом не должен располагаться ближе, чем положено, к землям общего пользования. На этих землях администрации городов и поселков планируют размещение линий коммуникаций (водопровода, канализации, газопровода, линий теплопередачи, электроснабжения, связи), а также проезжих частей автодорог и тротуаров для передвижения пешеходов. Другими важными аспектами являются правила противопожарной безопасности и санитарные нормы, устанавливающие минимальное расстояние между соседними домами.

Какие последствия наступят, если вы начнете строительство дома без разрешения

Вам не удастся сдать построенный дом в эксплуатацию, оформить его в собственность, распоряжаться им в будущем (продать, подарить, передать по наследству). Вы не сможете зарегистрироваться в построенном жилье, возникнут сложности при присвоении дому почтового адреса.

Наличие разрешения на постройку является непременным условием для направления на строительство средств материнского капитала и оформления банковского кредита на строительство собственного дома.

Кроме того, за самовольное строительство предусмотрен административный штраф (от 2 до 5 тысяч рублей). Если дом построен с грубым нарушением технических и санитарных норм, ваша постройка угрожает жизни и здоровью людей, нарушает законные права других граждан, возведенный вами объект может быть принудительно снесен по решению суда.

Узаконить самовольно возведенный дом можно и после завершения строительства. Сделать это можно по упрощенной схеме на основании известной многим «дачной амнистии» или в судебном порядке. Однако оба эти пути имеют свои минусы. Дачная амнистия прекращается 1 марта 2018 года. А решение суда в вашу пользу не гарантировано, а также связано со значительными (до нескольких сотен тысяч рублей) финансовыми затратами.

Чтобы избежать всех вышеперечисленных проблем, оформите разрешение на постройку.

Куда обращаться за разрешением

Выдачей разрешений на возведение частных жилых домов занимаются комитеты (отделы) по архитектуре местных администраций. За получением разрешения можно обратиться непосредственно в муниципалитет, а можно подать заявление и сопутствующую документацию через МФЦ.

Документы, необходимые для оформления разрешения

Для получения согласия органа власти на начало строительства вам потребуется представить документы:

  1. Заявление.
  2. Правоустанавливающие документы на землю.
  3. Градостроительный план земельного участка.
  4. Схему планировочной организации земельного участка.

Что представляют собой эти документы и как их получить

Бланк заявления вам предоставят в отделе по архитектуре местной администрации.

Если земельный надел находится в вашей собственности, то правоустанавливающие документы имеются у вас на руках. Это договор купли-продажи земли (договор дарения, свидетельство о вступлении в наследство) и документ о госрегистрации права частной собственности на земельный участок. Если вы арендуете этот земельный участок, то предоставьте договор аренды.

Градостроительный план земельного участка является выпиской из общих правил землепользования и проекта застройки микрорайона, относящейся к отдельно взятому земельному наделу. Заказывается и получается в том же отделе по архитектуре местного органа власти. Для его разработки вам необходимо предоставить заявление, копию своего паспорта, правоустанавливающую документацию на участок, копию кадастровых паспортов на земельный надел и стоящие на нем постройки (выдаются в Кадастровой палате), копии техусловий на подключение возводящегося дома к инженерным сетям. Также необходимо предварительно заказать и провести топосъемку земельного участка.

Градостроительный план готовится специалистами администрации в течение 30 календарных дней. В итоге на нем должны быть отражены границы земельного участка , обозначены границы земель для общего использования, определены минимально допустимые отступы от границ участка для возведения на нем капитальных зданий, указаны все строительные ограничения по отношению к данному наделу земли, приведена информация о техусловиях подвода коммуникаций.

Схема планировочной организации земельного участка. Текст документа должен обосновать предполагаемое расположение на участке капитальных строений, аргументировать расположение границ санитарно-защитных зон, описать работы по будущему благоустройству территории. В технико-экономическом разделе схемы предоставляется информация о планируемой этажности и высоте возводимого здания, площади земельного участка и застройки, общей площади будущего дома, коэффициенте застройки. На графической схеме указываются границы планируемой постройки, подъездные пути к ней, границы земель для публичного пользования и санитарных зон.

Схема планировки участка не должна противоречить градостроительному плану. Такую схему можно составить самостоятельно. Однако во избежание ошибок и получения отказа в разрешении на начало строительства лучше обратиться за разработкой схемы в профессиональную проектную организацию.

Данный перечень документов закреплен законодательно и является исчерпывающим. Чиновники администрации не имеют права требовать предоставления никаких других дополнительных документов.

Сроки получения и действия разрешения

После принятия заявления и всех вышеперечисленных документов специалисты администрации должны рассмотреть его в десятидневный срок. Далее отдел архитектуры должен либо предоставить разрешение на стройку, либо отказать вам в его выдаче. Причины отказа в разрешении должны быть строго обоснованы и изложены в письменном виде. Отказ вероятен, если вы не предъявили полного пакета документов, либо если в проектной документации будет обнаружено несоответствие градостроительному плану и действующим техническим нормам строительства. Обжаловать полученный отказ можно в судебных инстанциях.

Срок действия разрешения — 10 лет. За это времени необходимо построить дом и оформить сдачу его в эксплуатацию. Если вы не сделаете этого, то вам придется получать разрешение заново. Впрочем, законом предусмотрено и продление периода действия полученного разрешения по заявлению застройщика.

Разрешение на строительство – это официальная бумага, выдаваемая на руки хозяину земельного надела авторитетными управляющими органами, в доказательство того, что проектные документы оформлены правильно – так, как предписывает градостроительное законодательство.

Согласно нормам ГСК РФ, подавать заявку на получение разрешения на строительство и реконструкцию должна та категория граждан, кто собирается возводить либо реконструировать сооружения, относящиеся к разряду «капитальных» и проводить их комплексный капитальный ремонт, если при его осуществлении встает вопрос о проверке безопасности, прочности и износоустойчивости таких объектов. Этот документ не только дает право на обустройство земельного надела и реконструкцию уже присутствующих на нем сооружений, но и позволяет затевать новострой с выполнением монтажно-установочных работ, включая проведение ряда подготовительных мероприятий, операций по эстетическому благоустройству, прокладке наружных сетей и электропроводов и прочее.

Получение разрешения на строительство – обязательная мера для легализации работ по возведению любого объекта на земельном участке. Если самовольно заняться обустройством территории и разместить на ней какие-либо сооружения без ведома властей, (особенно, когда требуется одобрение с их стороны), то они будут признаны незаконными и подлежащими к сносу.

Когда нужно оформлять РС?

Получить разрешение на строительство можно только по прохождении нескольких этапов, предваряющих реализацию запланированного проекта. И вот их последовательность:

  1. Проверка – максимальное раскрытие потенциала земельного участка, обнаружение ограничений.
  2. Создание эскиза проекта – изготовление документов, схем и чертежей с информацией об основных конструкторских, технических и архитектурных свойствах объекта.
  3. Актуализация ГД – реализация проекта планирования территории, являющегося ничем иным, как дополнением к проекту межевания участка.
  4. Составление плана ГПЗУ. В нем содержатся следующая информация: кадастровый однозначный идентификатор недвижимого объекта владения, допустимые расстояния от дома до границ смежных участков, разрешительные документы и другие сведения касательно потенциала земельного надела, а также ограничений в плане его эксплаутации.
  5. Разработка, одобрение и утверждение концепции новостроя, нормативов осуществления строительных работ. На этой стадии подробно обсуждаются ключевые параметры объекта, его дизайн и прочие характеристики, причем последнее слово остается за властями.
  6. Проектирование – создание и подготовка проектной документации по объекту – детализированного плана с указанием всех технических нюансов. При этом должны быть учтены планировочные, инженерные, конструкторские, архитекторские, технологические решения; ключевые параметры объекта; упорядочение строительства и его цена.
  7. Аудит проектных документов. Проект досконально проверяется в государственном или коммерческом экспертном учреждении, чтобы удостовериться в его соответствии техническим регламентам, в результате чего выносится одобрительное решение или отказ.
  8. Регистрация разрешения на строительство – заключительный этап подготовки. Получение разрешения на строительство возможно только при условии, что проект соответствует всем постановленным нормам ГК РФ, а в противном случае, заявителю будет отказано в его реализации.

Как только хозяину участка удается получить разрешение на строительство, за дело берется бригада независимых специалистов должного профиля, которые и выполняют необходимые строительно-монтажные работы. По их окончании объект запускается в эксплуатацию.

Случаи, для которых РС крайне необходимо

Получение разрешения на строительство требуется для любого объекта, относящегося к капитальным конструкциям, а иначе его признают незаконным, и собственника принудят его демонтировать. В Градостроительном Кодексе отмечен ряд случаев, когда получение разрешения на строительство дома не требуется. Среди них:

  • конструкции, не обладающие признаками «капитальных строений»: киоски, козырьки, ворота, навесы и иные временные сооружения;
  • вспомогательные (надворные) объекты, предназначенные для удовлетворения нужд и решения задач строительных организаций;
  • сооружений, подлежащих капитальному ремонту, поскольку не предусмотрено изменение конструктивных решений в них;
  • гаражи и загородные дома, используемые для ведения огородничества и / или садоводства;
  • в иных случаях, которые установлены федеральными и региональными законодательствами.

Получение разрешения на строительство в Москве

Если требуется получение разрешения на строительство в Москве, то сделать это можно на официальном сайте Мосгосстройнадзора – государственного контролирующего органа в столице. Данный способ считается одним из лучших и наиболее надежных для узаконивания самостроя, и ему доверяет подавляющее большинство граждан г. Москвы и регионов. Застройщик может также зайти на сайт mos.ru, где в разделе «Услуги и сервисы» подать заявку на получение разрешения на строительство в Москве. Как правило, документ изготавливается в течение 10 рабочих дней, на протяжении которых скрупулезно изучают весь набор предоставленных бумаг. Услуга предоставляется совершенно бесплатно.

Получение РС в Московской области

Получить разрешение на строительство в Московской области быстро и без суеты можно на сайте gosuslugi, но прежде следует пройти несложную регистрацию. Если нет возможности зайти в Интернет, то тогда рекомендуется обратиться в многофункциональные центры, где предоставление услуг осуществляется по принципу « одного окна», что означает прием и выдачу всех документов в оговоренные сроки без необходимости взаимодействия с должностными лицами. Уполномоченные лица проверяют, правильно ли оформлены и заполнены соответствующие бумаги, и все ли они имеются в наличии, и уже на основании этого решают, возможно ли получение разрешения на строительство в Московской области в данном конкретном случае или же нет. В случае отказа, клиенту предоставляют мотивированное объяснение.

Перечень документов для получения РС

Получение разрешения на строительство жилого дома в Москве и области возможно при наличии определенного комплекта бумаг:

  • документы, свидетельствующие о праве собственности заявителя на объект;
  • градостроительный план надела, изготовленный в полном соответствии с положениями ГК РФ;
  • окончательный и полный набор проектной документации, а также пояснительная записка и конкретный список томов;
  • одобрительный характер экспертного заключения для объектов, приведенных в ст.49 ГСК РФ. Если проведение экспертизы было доверено негосударственным структурам, то надо предъявить документы, устанавливающие право данных лиц на подобный вид деятельности;
  • допуск на отклонение от параметров, граничных для разрешенного строительства, если его оформление проводилось с учетом пунктов ст.40 ГрК РФ;
  • другая документация, доказывающая правомочность выполнения строительно-монтажных и реконструкционных работ.

Срок проверки обозначенных выше документов – до 10 рабочих дней. После этого заявителю сообщают, в каких целях можно использовать земельный участок, получить разрешение на строительство которого нельзя или можно, если поменять, к примеру, его назначение. Или вердикт будет следующим: земля совершенно готова для размещения на ней практически любых объектов. Запрос могут отклонить, если не все документы представлены на рассмотрение, или же проект разработан с ошибками, а также по ряду других причин. Заявитель имеет право подать жалобу в суд, где ее рассмотрят и, возможно, посчитают вполне обоснованной.

Получение РС в электронном виде

Не важно, что движет заявителем – стремление получить разрешение на строительство уже построенного дома или же совсем нового здания – у него всегда есть возможность выбора, и ему решать, каким способом пройти регистрацию – в Интернете или офлайн режиме. Владелец существующей или будущей конструкции может прийти лично в Росреестр для подачи заявления, либо же сделать проще – зарегистрироваться на сайте Госуслуги и затем заполнить онлайн-форму личных данных, для чего даже не нужно выходить из дома или офиса.

Готовый документ будет содержать подпись уполномоченного лица. В случае, если услуга на получение разрешения на строительство в Москве оказывается многофункциональными центрами, то обращаясь к ним, следует иметь при себе паспорт гражданина РФ.

Электронным способом можно также получить разрешение на строительство на линейный объект, что весьма удобно, т.к. сама по себе процедура упростилась, и похождение ее обычным путем займет больше времени, нежели в онлайн-режиме. К тому же, в последнее время, в связи с изменениями законопроекта, для узаконивания линейных объектов достаточно предоставить ранее утвержденные нормативы: проекты по планировке и межеванию земельного надела, градостроительный план.

Отказ в выдаче разрешения на строительство

Исполнительная власть может отказаться выдавать разрешение на строительство, если:

  • документы оформлены неправильно, недостаточно ясны, содержат неполную информацию и т.д.;
  • не соблюдаются параметры, граничные для разрешенного строительства на земельном наделе;
  • имеет место девиация от параметров, являющихся граничными для разрешенного строительства, реконструкции объектов капстроительства.

Хоть представленные выше аргументы в пользу отказа от выдачи РС кажутся довольно простыми и ограниченными, получение разрешения на строительство в новой Москве или же старой может доставить немало хлопот. Особенно трудно придется тем, у кого отсутствует понимание самой процедуры по возведению того или иного объекта, или кто предпринимает хаотичные действия, вместо того, чтобы следовать давным-давно установленным нормам выполнения инженерно-строительных работ.

Сопровождение процедуры получения РС

Для ускорения процедуры получения РС будет целесообразным воспользоваться услугами профессионалов. Это позволит сэкономить не только массу времени, но и предотвратить неуместную трату денежных средств. Чтобы исключить даже малейшую вероятность отказа в выдаче РС и, тем самым, избежать повторного прохождения утомительной процедуры, надо иметь дело с экспертами. Если имеется необходимость получить разрешение на строительство на линейный объект или любой другой, будь то жилое или нежилое сооружение, и при этом уверенно двигаться к намеченной цели, то к разработке проекта нужно подойти со всей ответственностью и серьезностью. Только грамотные специалисты способны сделать работу «на отлично», уделяя должное внимание мелочам и не допуская крамольных ошибок. Мы помогаем нашим клиентам собрать полный пакет документов и эффективно справляемся с задачами любой сложности.

Стоимость услуг по получению РС

Практически каждого заявителя интересует, сколько стоит получить разрешение на строительство, и это неудивительно. Цена услуги по сопровождению получения РС зависит от объема и трудоемкости работ на подготовительном этапе, но, обычно, она стартует с 100 000 рублей.

6.1. Прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, документов, необходимых для получения разрешения на строительство, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача разрешения на строительство могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), а для застройщиков, наименования которых содержат слова "специализированный застройщик", также с использованием единой информационной системы жилищного строительства, предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", за исключением случаев, если в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации подача заявления о выдаче разрешения на строительство осуществляется через иные информационные системы, которые должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства.

7. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса;

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

(см. текст в предыдущей редакции)

4) положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;

(см. текст в предыдущей редакции)

6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;

10) копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - , , и 10 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

(см. текст в предыдущей редакции)

По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 7 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.2. Документы, указанные в пунктах 1 , и 4 части 7 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости или едином государственном реестре заключений.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Разрешение на строительство выдается в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если это указано в заявлении о выдаче разрешения на строительство. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на строительство органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи , в которых направление указанных в части 7 настоящей статьи документов и выдача разрешений на строительство осуществляются исключительно в электронной форме. Порядок направления документов, указанных в части 7 настоящей статьи, в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1. В случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

(см. текст в предыдущей редакции)

10.2. Застройщик вправе осуществить строительство или реконструкцию объекта капитального строительства в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" для данного исторического поселения. В этом случае в заявлении о выдаче разрешения на строительство указывается на такое типовое архитектурное решение.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство, предусмотренный ч. 11 ст. 51 (в ред. от 27.12.2019 N 472-ФЗ), не применяется

11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

11.1. В случае, если подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, который не является линейным объектом и строительство или реконструкция которого планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, и к заявлению о выдаче разрешения на строительство не приложено заключение, указанное в части 10.1 настоящей статьи, либо в заявлении о выдаче разрешения на строительство не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция объекта капитального строительства, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос":

(см. текст в предыдущей редакции)

1) в течение трех дней со дня получения указанного заявления проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, и направляют приложенный к нему раздел проектной документации объекта капитального строительства, содержащий архитектурные решения, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, или отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату выдачи разрешения на строительство, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае выдачи лицу такого разрешения;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в течение тридцати дней со дня получения указанного заявления выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

11.2. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в течение двадцати пяти дней со дня поступления от органа или организации, уполномоченных в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, рассматривает указанный раздел проектной документации объекта капитального строительства и направляет в указанные орган или организацию заключение о соответствии или несоответствии указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. Направление органом или организацией, уполномоченными в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, и направление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, указанных в настоящей части заключений в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, осуществляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

(см. текст в предыдущей редакции)

12.1. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в десятидневный срок со дня выдачи застройщику разрешения на строительство в границах приаэродромной территории представляет копию такого разрешения в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

12.2. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в тридцатидневный срок осуществляет проверку соответствия выданного разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, и в случае выявления нарушения ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, направляет в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" предписание о прекращении действия разрешения на строительство.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории).

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

15. Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

15.1. В случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 настоящей статьи, в течение трех рабочих дней со дня выдачи разрешения на строительство уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" направляют (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) копию такого разрешения в органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением объекта, в целях строительства, реконструкции которого выдано разрешение на строительство.

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;

4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;

4.3) строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;

4.4) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;

4.5) размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня выдачи такого разрешения обеспечивают (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) передачу в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов сведений, документов, материалов, указанных в пунктах 3.1 - 3.3 и 6 части 5 статьи 56 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных частью 21.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

21.1. Действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

1.1) поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;

2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;

3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;

4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

21.2. Уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" принимается решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня прекращения прав на земельный участок или права пользования недрами по основаниям, указанным в части 21.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

21.3. Органы, уполномоченные на предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости, предоставляют сведения о государственной регистрации прекращения прав на земельные участки по основаниям, указанным в пунктах 1 - 3 части 21.1 настоящей статьи, посредством обеспечения доступа органам государственной власти и органам местного самоуправления к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра недвижимости.

(см. текст в предыдущей редакции)

21.4. Уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" принимается также решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок, указанный в части 21.2 настоящей статьи, при получении одного из следующих документов:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении прав на земельный участок;

2) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении права пользования недрами.

21.5. Физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

21.6. В случае образования земельного участка путем объединения земельных участков, в отношении которых или одного из которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованный земельный участок, вправе осуществлять строительство на таком земельном участке на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство.

21.7. В случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства. Ранее выданный градостроительный план земельного участка, из которого образованы земельные участки путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков.

21.8. В случае, если земельные участки были образованы в границах зоны размещения линейного объекта, предусмотренной проектом планировки территории, и если для получения разрешения на строительство линейного объекта была представлена проектная документация, разработанная на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории, сохраняется действие ранее выданного разрешения на строительство такого объекта и внесение изменений в такое разрешение не требуется.

21.9. В случае переоформления лицензии на пользование недрами новый пользователь недр вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с ранее выданным разрешением на строительство. частью 21.7 пунктами 1 21.13. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не содержатся сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, копию таких документов в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" обязано представить лицо, указанное в части 21.5 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Срок рассмотрения заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, предусмотренный ч. 21.14 ст. 51 (в ред. от 27.12.2019 N 472-ФЗ), не применяется в случаях, если оно подано до 28.12.2019.

21.14. В срок не более чем пять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа. В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи. Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7.1 и 7.2 настоящей статьи. Уведомление, документы, предусмотренные пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, заявление о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство), а также документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, в случаях, если их представление необходимо в соответствии с настоящей частью, могут быть направлены в форме электронных документов. Решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если это указано в заявлении о внесении изменений в разрешение на строительство. настоящей статьи, в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения; настоящей статьи;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;

5) несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

6) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

7) наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 настоящего Кодекса, в случае, если внесение изменений в разрешение на строительство связано с продлением срока действия разрешения на строительство. В этом случае уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны запросить такую информацию в соответствующих органе государственной власти или органе местного самоуправления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;

(см. текст в предыдущей редакции)

8) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

21.16. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия разрешения на строительство или со дня внесения изменений в разрешение на строительство уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" указанные органы, организация, государственная корпорация уведомляют о таком решении или таких изменениях:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, действие разрешения на строительство которого прекращено или в разрешение на строительство которого внесено изменение; требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, помимо прочего, внёс изменения в сферу индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС).

В чем суть нового закона?

Новый порядок существенно упрощает процедуру строительства ИЖС. Теперь не требуется получать разрешение на строительство и разрешение на ввод. Вместо разрешений вводится уведомительный порядок начала и окончания строительства объекта ИЖС и садовых домов. Установлены единые требования к объектам ИЖС. Упрощена процедура оформления прав на построенные объекты.

Зачем были приняты поправки?

Поправки призваны упорядочить ИЖС. Они устанавливают единые требования к строительству жилых домов на земельных участках, предоставленных в целях ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, а также к строительству жилых и садовых домов на садовых земельных участках. Ограничиваются максимальные параметры застройки. Данное изменение обусловлено отсутствием в законодательстве, а зачастую и в правилах землепользования и застройки ограничений параметров такой застройки, что приводит на практике к многочисленным нарушениям, в том числе в части строительства на таких земельных участках многоквартирных домов. Кроме того, уточнён механизм осуществления государственного строительного надзора при строительстве объектов ИЖС.

Что теперь понимать под ИЖС?

В соответствии с внесёнными в Градостроительный кодекс РФ изменениями под объектом ИЖС понимается отдельно стоящее здание (жилые дома, индивидуальные жилые дома), которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Какие требования установлены к объектам ИЖС?

Поправками определены максимальные параметры: количество надземных этажей - не более 3-х; высота - не более 20 метров. Это должно быть отдельно стоящее здание, не предназначенное для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Такой подход позволит решить проблему возведения под видом объектов ИЖС многоквартирных домов.

Разрешения на строительства получать больше не надо?

Нет, не надо. При строительстве или реконструкции объектов ИЖС вместо получения разрешения на строительство предусмотрено направление застройщиками уведомления о планируемом строительстве или реконструкции.

Для этого нужно заказным письмом, лично, через МФЦ или портал госуслуг обратиться в уполномоченный орган (как правило, местную администрацию).

Нужно ли к уведомлению прилагать какие-нибудь документы?

Да, вместе с уведомлением о планируемом строительстве следует направить, например, правоустанавливающие документы на земельный участок (если права на него не зарегистрированы в ЕГРН).

При этом установлено, что правоустанавливающие документы на земельный участок могут быть запрошены в порядке межведомственного взаимодействия.

Нужна ли проектная документация?

Нет, при строительстве, реконструкции объектов ИЖС не требуется подготовка проектной документации (такая документация может быть подготовлена по инициативе застройщика).

После подачи уведомления можно сразу строить?

Не совсем, нужно дождаться уведомления от местной администрации о соответствии либо несоответствии объекта ИЖС (садового дома) установленным параметрам и допустимости (недопустимости) его размещения на земельном участке. Местные власти в течение 7 дней проверяют параметры будущего строительства (прежде всего на предмет того, соответствует ли постройка виду разрешенного использования земельного участка и его территориальной зоне согласно местным правилам застройки) и высылают заявителю своё уведомление. После этого у застройщика появляется законное право приступать к строительству. Уведомление действует в течение 10 лет.

Могут ли запретить строить?

Да, местная администрация может прислать уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров и (или) недопустимости размещения дома на данном земельном участке. Начинать стройку в такой ситуации нельзя. Предусмотрены случаи, когда местные власти направят такое уведомление, например параметры возводимой постройки противоречат установленным либо строить на этой земле жильё или садовый дом нельзя в принципе.

Что делать, если ответа от госорганов нет?

Если застройщик никакого ответного письма и уведомления от уполномоченных органов не получил, то это даёт право осуществлять строительство согласно указанным им параметрам.

Нужно ли по окончании строительства получать разрешение на ввод в эксплуатацию?

Нет, нормами закона предусмотрена обязанность застройщика в течение одного месяца после окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС подать в уполномоченный орган уведомление - об окончании строительства дома. По результатам проверки такого уведомления уполномоченный орган примет решение о соответствии (несоответствии) построенного (реконструированного) объекта установленным требованиям. К уведомлению нужно приложить технический план на дом и квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию права собственности на дом.

По каким формам направлять уведомления?

В настоящий момент формы уведомлений не утверждены, но появятся в ближайшее время (Минстрой России уже подготовил проект соответствующих уведомлений). До их появления можно направить вышеуказанные уведомления в письменной форме с соблюдением требований к содержанию и к составу прилагаемых документов, установленных ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ.

Что ещё важное принёс закон 340-ФЗ?

Вводится обязанность органов государственной власти или местного самоуправления направить по окончании строительства объекта ИЖС или садового дома в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав на возведённый объект. К этому заявлению прикладываются необходимые документы, в том числе уведомление об окончании строительства и представленный застройщиком технический план объекта ИЖС.

Предусмотрен ли контроль за строительством?

Да, поправками определены особенности контроля строительства объектов ИЖС. Так, в целях контроля за соблюдением параметров строительства предусмотрена возможность проведения проверок в случае поступления информации о нарушениях предельных параметров разрешенного строительства.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Кредитный вопрос