Кредитный вопрос

того, что прирост нового грузооборота пришелся на вагоны независимых операторов.

Таким образом, стабилизация или уменьшение уровня абсолютной концентрации производства привели к изменению размерной структуры экономики: вследствие уменьшения оптимального размера фирм доля крупных фирм упала, а мелких - возросла, усилился процесс дифференциации размерной структуры. В асимметричных олигополиях выделилось три направления развития отношений крупного и мелкого бизнеса - усиление

их симбиоза (субподряд, франчайзинг спин-офф, аренда); конкуренция между крупными и мелкими фирмами; нишевая специализация мелкого бизнеса.

1 См.: www.cnews.ru.

2 Подробнее см.: Строуп Р., Гвартни Дж. Азбука экономики. М., 1996.

3 См.: Назад к истокам шоколада // ГЕО. 2007. № 5. С. 72 - 84.

УДК 338.23(470)

СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Понятие «экономическая безопасность» - относительно новое в лексиконе российских органов управления экономикой и хорошо известное в практике деятельности управленческих структур западных стран. Оно допускает весьма широкую интерпретацию. Экономическая безопасность -это синтетическая категория политэкономии и политологии, тесно связанная с категориями экономической независимости и зависимости, стабильности и уязвимости, экономического давления, шантажа, принуждения и агрессии, экономического суверенитета и т.д.

В зарубежной литературе понятие «экономическая безопасность» рассматривается достаточно давно. В 1934 г Ф. Рузвельт применял термин «экономическая безопасность» в подготовке мер по выводу экономики из депрессионного состояния.

В СССР проблемы безопасности в сфере экономики были связаны в основном с противодействием экономических преступлений, включая внешнеторговые отношения. Вопросы экономической безопасности как составной части национальной безопасности в России стали рассматриваться в начале 1990-х гг

С сожалением приходится констатировать, что ни проблема национальной безопасности, ни тем более проблема экономической безопасности в нашей отечественной литературе не нашла достаточного развития. Если о ней и вспоминали, то исключительно с целью критики американского гегемонизма. Как правило, она была целиком и полностью поглощена проблемой защиты социалистического Отечества.

Спектр новых взглядов на понятие экономической безопасности, ее состав оказался весьма широким:

Качественно определенное состояние экономики страны, которое, с точки зрения общества, желательно сохранить либо развить в прогрессирующих масштабах;

Возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия для жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз;

Важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России;

Е.В. Баландина,

ассистент кафедры экономики и менеджмента, Ульяновский государственный технический университет

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

Уровень развития экономики, который обеспечивает экономическую, социально-политическую и военную стабильность в условиях воздействия неблагоприятных факторов;

Совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способности к постоянному обновлению и самосовершенствованию;

Состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития.

Этот перечень определений понятия «экономическая безопасность» можно было бы продолжить. Все они имеют право на самостоятельное существование и разработку

Суть экономической безопасности состоит в обеспечении экономического развития Российской Федерации с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан Российской Федерации при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании сырьевых ресурсов и окружающей среды.

Наверное, неслучайно в «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации 29 апреля 1996 г № 608, определение понятия «экономическая безопасность» отсутствует. А это означает, что:

Работа нуждается в интенсивном продолжении;

В острой полемике еще предстоит найти то единственно уникальное и бесспорное определение, на основе которого могут формулироваться цель, задачи и функции государственных структур, обеспечивающих защиту экономических интересов России, разрабатываться критерии и показатели экономической безопасности государства.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения экономического роста. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, следовательно, понятие экономической безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, ее прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему национальной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.

Обеспечение экономической составляющей национальной безопасности означает нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздействий на экономику государства в условиях ее интеграции в мировое хозяйство, мирового разделения труда, сохранение социально-экономической и политической стабильности в обществе, устойчивости функционирования всех секторов экономики, целостности внутриэкономического пространства с целью повышения уровня и качества жизни российских граждан и рассматривается как важнейшее условие реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации в целом.

Государственная стратегия экономической безопасности РФ - составная часть национальной безопасности РФ в целом. Она развивает и конкретизирует соответствующие положения Концепции национальной безопасности РФ с учетом ее национальных интересов в области экономики и ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономических преобразований.

Цель Государственной стратегии экономической безопасности РФ - обеспечение такого развития экономики, при котором были бы созданы необходимые и достаточные условия для жизни и всестороннего развития личности граждан РФ, повышения уровня и качества жизни населения, сохранения демографической, социально-экономической и политической стабильности общества, социально-экономической и военно-политической стабильности государства в целом, обеспечивающей сохранение его суверенитета и целостности, успешного и эффективного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Защита национальных интересов и обеспечение безопасности государства в сфере экономики на современном этапе социально-экономического развития России в условиях ускорения процессов глобализации и информатизации в мире, усиления конкуренции на мировых рынках, вступления России в ВТО требует не только гражданского согласия, но и системных и скоординированных действий всех ветвей власти на всех уровнях, предпринимателей и общества в целом.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая характеристика экономической системы, которая определяет ее способность под -держи вать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три ее важнейших элемента.

Экономическая независимость, не носящая абсолютного характера, потому что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в эконо -мике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.).

Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном и динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Кроме того, экономическая безопасность имеет две составляющие - внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя составляющая предполагает способность предпринимателей находить технологически эффективные способы организации производства, обеспечивающие наибольший выход качественной продукции, наличие резервов повышения производительности труда, нужного количества общих и специальных ресурсов, возможности их замещения, успешность поиска оптимальной комбинации ресурсов, наличие ус -ловий для оптимального инвестирования в специальные ресурсы, получение положительного эффекта «экономии от разнообразия», предотвращение негативных последствий «эффекта масштаба», сокращение производственных и трансакционных затрат, полное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

Экономическая безопасность сопряжена с риском и неопределенностью деятельности. Неизбежные факторы экономического риска - это непредсказуемость результатов хозяйственных решений, негативные последствия тех или иных нарушений воспроизводственного процесса. Неточность расчета рисков и кризисного ресурсного потенциала предприятия, пренебрежение превентивными механизмами управленческих, правовых воздействий затрудняют осуществление полноценного контроля.

Внешняя составляющая экономической безопасности означает наличие или отсутствие спонтанных и преднамеренных угроз, источником которых служат действия партнеров, потребителей, конкурентов, иностранных экономических и политических субъектов, способных ухудшить благоприятный климат для функционирования. К основным источникам угроз могут быть отнесены коррумпированное чиновничество; криминальные круги, представленные лидерами организованных преступных групп; конкуренты, готовые использовать противоправные формы и методы конкурентной борьбы (поджоги, взрывы, похищения, захват заложников и заказные убийства).

Угрозы дестабилизации проистекают и из неустойчивого состояния российского общества и его экономики.

На современном этапе исторического развития России объективно существуют реальные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности государства, недопущение или преодоление которых должно стать важнейшим элементом Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации.

Выявление возможных угроз экономической безо -пасности и выработка мер по их предотвращению или минимизации негативных последствий имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Угрозы в сфере экономики имеют комплексный характер и обусловлены низкими темпами наращивания экономического потенциала государства, усиливающимся отставанием в технологическом развитии, уровне и качестве жизни населения, отсутствием надлежащих мер в области регулирования процессов перераспределения собственности, неэффективным использованием ресурсов, снижением способности адекватно противостоять рискам и вызовам, связанным с изменением конъюнктуры мировых рынков, мировой глобализации и информатизации.

Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. Глубочайший кризис, охвативший российское общество, существенно осложняет решение задач, связанных с отражением угроз экономической безопасности.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую безопасность от различного рода угроз и потерь.

Из этого можно сделать два вывода.

1. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде всего мерами по повышению эффективности самой экономики, т.е. наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, необходимы условия для высокой производительности труда, производства качественной продукции и услуг

2. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы, имеет комплексный характер и поддерживается всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

Современное общество живет в условиях глобализации, которая как любое другое социально-экономическое явление, имеет не только положительные стороны, но и несет за собой весьма ощутимые опасности, одна из которых заключается в том, что многие происходящие в мире геополитические процессы выходят далеко за пределы государств, приобретают большую самостоятельность, а потому и неуправляемость. Особый приоритет страны получила совсем недавно, в конце двадцатого столетия. Мировые сказываются на Росси как ни на одной другой стране нашей планеты. Это обусловлено историческими событиями последнего десятилетия 20 века, именно в это время экономике страны пришлось пережить трудный период глобальных реформ и сильнейшего кризиса.

Вообще потребность в безопасности является базовой потребностью человека или целого общества и государства. Данный термин был известен еще людям средневековья и дошел до наших дней, не утратив своего основного значения. В нашей стране понятие безопасности использовалось сравнительно редко, впервые государственная безопасность России упоминается в 1881 году в «Положении о мерах государственного порядка», а термин «экономическая безопасность России» впервые вошел в нормативные документы лишь в 1996 году. В это же время в стране принимается безопасности РФ, а проблемы экономики занимают не последнее место в 2000 года.

Экономика страны является ее важнейшей характеристикой. Чем благополучнее экономическое положение страны, тем выше ее населения. Двумя основополагающими характеристиками экономики любого государства являются безопасность и устойчивость. Чем более устойчива страны, тем она жизнеспособнее, в этом случае оценка ее безопасности будет весьма высокой. Понятия «экономическая безопасность России» и «устойчивое развитие экономики» являются важнейшими условиями жизнедеятельности социума страны. Развитие системы экономики также положительно сказывается и на обеспечении ее безопасности.

Экономическая безопасность России представляет собой сложную совокупность определенных условий и факторов, которые, в свою очередь, необходимы для обеспечения независимости национальной экономической системы, ее устойчивости и стабильности, постоянного развития и совершенствования.

Экономическая безопасность РФ характеризуется наличием необходимых ресурсов для поддержания уровня жизни населения страны в текущий момент и ближайшее будущее время. Данный термин часто употребляется в макроэкономике и подразумевает наличие производства в стране в таком состоянии, при котором социально-экономическая стабильность и процесс развития экономики обеспечивается независимо от факторов внешнего воздействия.

Экономическая безопасность России состоит из трех основных составляющих:

  1. Безопасность занятости населения. Одна из основных обязанностей государства заключается в необходимости обеспечения населению своей страны возможности заниматься активной трудовой деятельностью в безопасных для жизни и здоровья условиях.
  2. Сохранение платежеспособности. Основной золотой запас страны, как известно, сосредоточен в ее центральном банке, либо казначействе. Платежеспособность государства также зависит от уровня его ВВП, экспорта, ликвидности денежной валюты.
  3. Планирование денежных потоков в будущем. Правильное планирование потоков денег обеспечивает стабильность экономики и ее развитие.

Экономическая безопасность России является частью общей системы и рассматривается наряду с такими ее составляющими, как обеспечение обороноспособности, защита от катастроф и экологических бедствий, поддержание мирной обстановки в социуме. При этом все составляющие взаимосвязаны. Высокая обороноспособность страны не может быть достигнута при слабой экономике, а государство, раздираемое изнутри конфликтами и войнами, не может иметь сильную и развивающуюся экономическую систему.

Благополучие в сфере экономики - главное условие функционирования государства. Наличие в Российской Федерации стабильной системы позволит сохранять конкурентные позиции на мировом рынке. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России играет важнейшую роль, поэтому предлагаю рассмотреть этот вопрос подробно. Начнём с основного понятия.

Понятие экономической безопасности

Под национальной экономической безопасностью понимается защищенность экономики страны от внешних и внутренних факторов, неблагоприятно воздействующих на экономическое функционирование, подрывающих уровень жизни населения. Это главный элемент национальной безопасности.

Существуют 3 основных принципа:

  • независимость : формируется уровень экономики, позволяющий наименьшим образом зависеть от других государств и мирового рынка;
  • стабильность : устойчивость, исключение кризисов, социальных потрясений, криминала;
  • устойчивый рост национальной экономики : совершенствование системы, создание условий для работы граждан, снижение уровня безработицы, разработка уникальных продуктов, развитие промышленности.

Концепция

Концепция экономической безопасности России представляет собой комплекс положений, направленных на поддержание стабильности и роста экономических показателей, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан и сохранения надёжного статуса государства на международном рынке. Поддержание экономической устойчивости напрямую влияет на общую национальную безопасность. Именно поэтому при возникновении политических конфликтов первый удар всегда приходится по экономике.

Стратегия экономической безопасности России до 2030 года является документом, который приказал утвердить президент РФ Владимир Путин в 2017 году. В ней содержатся главные цели и задачи экономической политики, направленные на поддержание финансовой безопасности. Реализация стратегии должна полностью наладить обстановку в стране и на мировом рынке, несмотря на сложные международные отношения с некоторыми государствами.

Виды безопасности

Нельзя воспринимать экономическую безопасность как нечто абстрактное. Поддержание безопасного уровня подразумевает принятие конкретных мер в определённых сферах. Отсюда выделяются главные виды экономической безопасности России.

  • Финансовая . Состояние, когда государство способно гарантировать условия функционирования гос. учреждений, создавать благоприятные условия для развития рыночной экономики, создавать благополучные условия для граждан, снижать уровень безработицы. Необходимо контролировать бюджеты (государственный, консолидированный), уровень государственного долга, финансовые рынки, платёжный баланс и другие структурные элементы.
  • Энергетическая . Подразумевается состояние топливно-энергетических отраслей. Необходимо обеспечить надёжное энергоснабжение для успешного развития всех регионов страны.
  • Оборонная . Отражает готовность армии сдерживать внешние угрозы и противостоять им.
  • Оборонно -промышленная. Поддержание военной безопасности, готовность к самому неблагоприятному исходу международных отношений.
  • Информационная . Комплекс мер, направленных на поддержание защиты информации, правильного представления данных. Любая утечка или ложные данные ведут к усугублению обстановки. Также безопасность информации предполагает противостояние мошенническим действиям.

Основные показатели

Существует система показателей, способных наглядно охарактеризовать безопасность в стране. Она отличается многосторонностью, взаимосвязью элементов. Показатели отображают один процесс с разных сторон. Всего можно насчитать около 150 показателей, которые объединяются в 4 группы:

  • производственно-экономические (ВВП, дефлятор ВВП, чистый национальный продукт, доход (чистый и использованный), экономический рост;
  • финансово-экономические (платёжный баланс, госбюджет, дефицит, инвестирование, денежные показатели);
  • социально-экономические (занятость, безработица, прожиточный минимум, бедность + её верхний и нижний пороги, инфляция, индекс цен и пр.);
  • политические (легитимность власти).

Показатели экономической безопасности России не являются стабильными. Задачей опытных аналитиков становится поиск взаимосвязей, который помогает выявить закономерности и дать новые идеи для реализации на законодательном уровне.

Главные задачи

Проблемы обеспечения экономической безопасности России решаются следующим образом:

  • грамотная аналитика и выявление слабых мест в экономике страны, многогранное изучение вопроса на основе опыта прошлых лет (в т. ч. в других государствах);
  • прогнозирование : предполагает анализ риска появления угроз безопасности, даётся детальный прогноз возможных исходов;
  • разработка долгосрочной стратегии и конкретных мероприятий по снижению угроз;
  • создание независимых источников , включая научную и технологическую сферу;
  • нормализация и поддержка благоприятных международных отношений ;
  • разработка и улучшение законодательной базы в сфере экономики;
  • формирование финансовой независимости : снижение долга перед другими странами, отказ от кредитов.

Это далеко не весь перечень задач, но здесь представлено самое необходимое.

Угрозы экономической безопасности

Существуют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России. Это явления и процессы, оказывающие негативное влияние на экономику в государстве, ограничивают интересы общества и отдельного гражданина, разрушают национальные ценности и общественные устои.

Внутренние

К внутренним угрозам относятся:

  • интенсивное расслоение общества - превышение уровня доходов высокообеспеченных граждан над уровнем менее обеспеченных;
  • криминализация - теневая экономика как угроза экономической безопасности России становится всё более опасной проблемой, коррупция среди чиновников и различных структур, по больше части государственных, также на высоком уровне;
  • разрушение потенциала в сфере науки и техники - в других странах затраты в данной сфере гораздо больше.

Коррупция как угроза экономической безопасности России представляет собой наиболее серьёзную внутреннюю проблему. Из-за коррумпированных представителей государственных и некоторых частных структур происходит огромная утечка бюджета, что крайне отрицательно сказывается на экономике нашей страны. Коррупция затрагивает практически все сферы жизни, начиная от здравоохранения, заканчивая оборонной промышленностью.

Внешние

Современные угрозы экономической безопасности России с внешней стороны выглядят следующим образом:

  • утечка интеллектуального потенциала - учёные и высококвалифицированные специалисты активно уезжают за рубеж, где имеют лучшие условия развития, нежели в России;
  • утечка капитала - средства нелегально утекают за границу;
  • импортная зависимость - относительно продовольствия и потребительских товаров Россия сильно зависима от западных стран, граждане привыкли пользоваться импортной продукцией, проблемы с импортозамещением крайне актуальны.

Внешняя политика является особенным фактором, т. к. её крайне сложно контролировать, всё зависит от коллег государства, особенно западных. Обострение ситуации в Сирии и на Украине, присоединение Крыма - всё это вызвало бурную реакцию в мире, РФ попадает под санкции. Экономические взаимоотношения между странами - первое, что попадает под угрозу, поэтому необходимо думать об импортозамещении и принятии новых мер, направленных на нормализацию внешнеполитической ситуации. Необходимые меры по нейтрализации угроз экономической безопасности России должны приниматься решительно и быстро, но главное - разработка стратегий в экономике.

Перспективы развития и повышения уровня безопасности

Минэкономразвития разработало концепцию, одним из главных ориентиров которой стало восстановление статуса мировой экономической державы. Россия должна стать одним из главных государств, выйти на уровень высокоиндустриальных стран. По уровню ВВП необходимо войти в шестёрку мирового топа, а также значительно увеличить уровень благосостояния среди населения. Неотъемлемой часть. Этого плана становится доминирование в научной, технологической и финансовой сфере.

Современное состояние экономической безопасности России оставляет желать лучшего, поэтому решением проблемы становится переход от экспортно-сырьевого развития к инновационному. Преимущества в науке, образовании и технологиях становятся решающим фактором, способствующим экономическому развитию. Важно сделать прорыв в отраслях, являющихся основной специализацией РФ на мировом рынке. 4 основных стратегии:

  1. конкуренция в энергетике, транспорте, аграрном секторе;
  2. формирование мощного НТК;
  3. диверсификация нац. хозяйства;
  4. развитие рынка, предпринимательства, обеспечение на законодательном уровне.

Тенденции развития создают и определённые риски. Перспективы зависят от объективных условий развития мирового хозяйства и субъективных - процессов, происходящих на мировой арене и в отдельных регионах РФ. Экономическая безопасность России 2018 года всё ещё оставляет желать лучшего, поэтому ищутся новые партнёры, экономика постепенно развивается. Стратегия до 2030 года должна помочь в решении множества проблем.

1. Нормативно – правовая основа экономической безопасности России

2. Понятие и структура экономической безопасности государства

3. Классификация угроз экономической безопасности

4. Механизм обеспечения экономической безопасности

Заключение

Литература

Введение

Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.

Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов:

· военной,

· технологической,

· продовольственной,

· экологической безопасности и др.

Опыт показывает, что только надежная, эффективная система обеспечения экономической безопасности может служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономического развития.

Основным оружием сейчас становятся экономические методы. Многие страны не имеют своего конкурентоспособного научно-технического потенциала и полностью зависят от техники и технологии из развитых стран. Развивающиеся страны, а сейчас к ним идет и Россия, зависят от политики МВФ и МБРР - финансовых структур развитых стран.

Экономика СССР со временем все больше отставала от экономик развитых стран. Если в период после войны до середины 60-х гг. по уровню технико-экономического развития СССР отставал от развитых капиталистических стран на 10-15 лет, то к середине 80-х этот разрыв достиг 20-25 лет. Проведение неадекватной хозяйственным условиям политики реформирования еще больше усугубило положение. Открытость экономики позволила зарубежным производителям захватить российский рынок, вследствие чего в экономике России начался резкий спад производства, который все еще продолжается. Под угрозой находится национальная безопасность России. Резкое падение уровня доходов и жизни населения представляет угрозу государственности России. Всему этому виной - состояние экономики. Как его оценить, как принимать решения по выводу её из затянувшегося кризиса? Проблема экономической безопасности в зарубежной литературе рассматривается, по-видимому, достаточно давно, так как начало этому положил ещё Ф.Рузвельт в 1934 году началом использования термина экономическая безопасность. У нас в СССР эти проблемы никогда не рассматривались,(КГБ обращало свое внимание только на экономические преступления и внешнеторговые отношения). С началом перестройки в нашу страну стали проникать идеи экономической безопасности.

В 90-х годах в статьях экономистов и в средствах массовой информации стал звучать термин “экономическая безопасность”. Первые статьи по проблемам экономической безопасности России появились в конце 1994 года. Наиболее полно теоретическую сторону вопроса рассмотрели в журнале Вопросы экономики №12 за 1994 год Л.Абалкин, А.Архипов и др. Позже в полемику по этому вопросу вступили и другие крупнейшие российские экономисты.

Длительное время проблема экономической безопасности Правительством России игнорировалась. У нас были попытки создания федеральных органов по мониторингу и изучению этих проблем (Комитет по защите экономических интересов России при Президенте, Рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве РФ), но они не имели успеха. Но сейчас, хоть и с опозданием, но идет формирование концепции экономической безопасности. В начале 1995 года на заседании межведомственной комиссии Совета Безопасности были обсуждены и приняты основные положения государственной стратегии (позже они были утверждены Президентом). В апреле и июле 1996 года дважды проходили парламентские слушания в Совете Безопасности, посвященные проблемам экономической безопасности. Плохо то, что ни в Концепции среднесрочной программы на 1997-2000гг., но в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года ни слова не сказано о проблемах экономической безопасности России, нет даже анализа причин такого положения в экономике.

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

1. Нормативно – правовая основа экономической безопасности России

Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.

Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач, как на национальном, так и международном уровне. Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов.

Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный характер.

Несмотря на сложность переходного периода, Россия имеет огромный потенциал для обеспечения своей экономической безопасности не только внутри страны, но и за ее пределами. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные связи, в устранении ее зависимости от зарубежных стран в вопросах экономического и технического сотрудничества. Объектами экономической безопасности, кроме личности и государства, являются основные элементы экономической системы и экономической деятельности.

Государственная стратегия экономической безопасности включает:

1) характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности России как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (3-5 лет) перспективу;

2) определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России;

3) формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, позволяющих устранить или смягчить воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация экономической государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и др.

2. Понятие и структура экономической безопасности государства

Для того, чтобы понять и осознать значение категории "экономическая безопасность" необходимо дать характеристику термину "безопасность" и определит в чем его суть. Безопасность - это такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды невелика, меньше определенного интервала. " Желательное" состояние субъекта определяется конкретным сочетанием параметров жизнедеятельности. В зависимости от изменения этого сочетания, будет меняться и понятие "желательное" изменение. Таким образом, не менее важным для субъекта является правильная оценка уровня безопасности. Оценка безопасности субъектом может не совпадать с ее реальным уровнем. Глубина этого расхождения зависит от полноты и глубины информации о складывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности и т.д.

Вообще, категория экономической безопасности по-разному трактуется в научной литературе. Так, например, по мнению В.Тамбовцева, "...под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы".

В.А.Савин считает, что "экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности". По Л.И.Абалкину "экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику".

Тема 1. Теоретико-методологические основы функционирования системы финансовой безопасности и ее место

в экономической безопасности

1.1 Понятие экономической безопасности.

1.2 Угрозы экономической безопасности.

1.3 Общая характеристика экономической безопасности и место финансовой составляющей в её системе.

1.4 Факторы, влияющие на уровень экономической безопасности.

1.5 Ресурсы, используемые для обеспечения экономической безопасности.

Актуальность проблемы национальной безопасности вообще и экономической безопасности в частности стала реальной в эпоху становления капиталистических отношений и национальных государств в XVII – XVIII вв.

Именно тогда в странах европейской цивилизации сформировалась и получила развитие идея о том, что государство имеет своей главной целью общее благосостояние и безопасность. Под безопасностью в тот период подразумевалось «состояние, ситуация спокойствия, проявляющаяся в результате отсутствия реальной опасности, а также наличие материальной организационной структуры, способствующей созданию и поддержанию данной ситуации».

Активные дискуссии о национальной экономической безопасности начались только в 1930-1940 гг., когда завершилась эпоха свободной конкуренции и развернулась «административная революция» (так английский экономист Джон Хикс назвал процесс нарастающего с конца XIX в. влияния регулирования на рыночное хозяйство). Именно тогда стала доминировать идея того, что в интересах общества рыночная саморегуляция должна дополняться централизованным регулированием.

Термин «национальная безопасность» впервые появился в США. Американский подход основан на понимании национальной безопасности через национальную устойчивость - состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь для противостояния опасностям и угрозам ее существования, исходящим, как из других стран, так и изнутри собственной страны.

Обязательным компонентом национальной безопасности в целом считается национальная экономическая безопасность. Интересно отметить, что второе понятие, более узкое, родилось даже несколько раньше, чем первое, более широкое.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отражено, что национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и отражают ключевые цели, стратегические и текущие задачи внешней и внутренней политики России. Национальные интересы России обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

Экономическая безопасность - это своего рода материальная основа национальной безопасности. Она выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости. Подобную основополагающую роль подтверждает, хотя и опосредованное, определение, данное рассматриваемому понятию в Государственной стратегии экономической безопасности РФ. В данном документе сказано: «Цель государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз». Следовательно, от экономических условий зависит не только положение отдельного гражданина или региона, но всего государства, всех сфер деятельности, которые, на первый взгляд, никак с данным понятием не соприкасаются.

Термин «экономическая безопасность » по историческим меркам экономической теории является сравнительно молодым. Согласно словарю Роббера, термин «безопасность» начал употребляться с 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, который считал себя защищенным от любой опасности. Однако на протяжении нескольких веков он практически не использовался. Только в XVII - XVIII вв. практически во всех странах утвердилась точка зрения, что государство имеет своей главной целью общее благосостояние и безопасность.

Наиболее широкое распространение получает трактовка безопасности как состояния, ситуации спокойствия, появляющейся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной), а также материальных, экономических, политических условий, соответствующих органов и организаций, способствующих созданию данной ситуации. Из данного определения видно, что «безопасность» как научная категория находилась в то время на стадии своего зарождения.

Можно с уверенностью сказать, что своему утверждению, как научной категории, понятие «безопасность» обязано XX в. и связано это с многочисленными кризисными ситуациями в национальных и мировой экономиках. Термин «экономическая безопасность» ввел в лексикон Президент США Т. Рузвельт в 1934 г., создав федеральный Комитет по экономической безопасности в связи с осознанием необходимости государственного регулирования экономики и отказом от классической в то время практики невмешательства государства в экономическую жизнь. С тех пор вопрос об экономической безопасности не терял своей актуальности, а в период обострения экономической ситуации звучал особенно громко. Так, в начале 1970-х гг. в США в ситуации неудержимой инфляции из-за войны во Вьетнаме и «холодной войны» Президент Р. Никсон создал Совет по экономической политике. Дальнейшее нарастание угроз в сфере экономической безопасности привело к созданию уже при Президенте Б. Клинтоне Национального экономического совета с теми же правами в области экономики, что и у Совета национальной безопасности в политической области.

С точки зрения С. Murdoch, угроза экономической безопасности государства возникает в том случае, когда происходят негативные изменения: в объеме и распределении доходов и богатства; в уровне занятости, инфляции, доступе на рынок, снабжении сырьем; в экономическом суверенитете, т.е. возможности контролировать широкий круг инструментов политики и ресурсов.

В России вопрос об экономической безопасности встал в связи с переходом от административной системы хозяйствования к рыночной. На рубеже XX и XXI вв. в условиях трансформации политической и экономической систем, подверженности отечественной экономики не только внутренним преобразованиям и их последствиям, но и влиянию других государств и мировой экономики в целом, национальная, и в частности экономическая, безопасность приобрели особое значение. В связи с этим данная тема чрезвычайно актуальна как в отечественной экономической науке, так и в политической практике.

Теория экономической безопасности государства получила широкое освещение в отечественной экономической науке. Активные научные исследования в этой области нашли отражение в публикациях, монографиях и коллективных работах таких ученых, как Л.И. Абалкин, В.К. Сенчагов, Е.А. Олейников, Г.М. Лонской, С.В.Степашин, А.И. Илларионов, В.И. Лисов и др.

При этом существуют два основополагающих момента. Один из них является общим для большинства определений и определяет суть понятия «экономическая безопасность» как фактора обеспечения защиты национальных интересов, независимости, стабильности, развития государства. Второй же выявляет принципиальное расхождение в подходах авторов. В определении одной группы авторов - Л.И. Абалкина, А.И. Илларионова - экономическая безопасность определяется как совокупность условий, обеспечивающих соблюдение национальных, в том числе экономических, интересов. Однако при более детальном рассмотрении данных определений выясняется, что факторами обеспечения экономической безопасности выступает та же совокупность условий, которая определяет саму суть данного понятия. Кроме того, сама совокупность условий не приводит одномоментно и безоговорочно к состоянию безопасности. Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, работающих в сфере экономики, политики, международных отношений. Проблемами обеспечения экономической безопасности занимаются государственные органы практически всех стран мира, так как эти проблемы относятся к числу приоритетных в силу их жизненной важности. Стратегия обеспечения экономической безопасности России строится на основе официально принятых в стране нормативных актов, основными из которых являются: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992г. № 2446-1, Государственная стратегия экономической безопасности РФ, Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

Обеспечение экономической безопасности для Российской Федерации предполагает такое состояние экономики, которое поддерживает достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и инновационного развития, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Государственная стратегия в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера базируется на Указе Президента РФ от 12.05.2009 № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года". Вопросы обеспечения экономической и финансовой безопасности всегда были актуальны для российской экономики. Но особую важность они приобретали в период проведения экономических реформ, поскольку в это время происходили серьезные преобразования в хозяйственной жизни государства, причем не всегда сбалансированные, как в области обеспечения прав отдельных личностей, так и различных общественных групп.

По мнению зарубежных ученых, экономическая безопасность государства обусловливается, прежде всего, необходимостью обеспечения его суверенитета в принятии решений, касающихся как внутренних вопросов, так и международного положения; сохранением экономической самостоятельности страны и поддержанием, а также дальнейшим повышением достигнутого уровня жизни населения. Учет данных обстоятельств прослеживается в большинстве определений.

Например, Н. Maull под экономической безопасностью понимает отсутствие острой угрозы минимально приемлемому уровню основных ценностей, который нация считает первостепенно необходимым. По его мнению, эта угроза возникает в том случае, когда внешние экономические параметры изменяются настолько, что возникают условия, способные разрушить существующую социально-политическую систему.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Угрозы экономической безопасности . Это процессы и явления экономического, социального и правового характера, действие которых вызывает нарушение стабильности развития производства, его устоявшейся структуры, усиление территориальной разобщенности и общее ухудшение жизнедеятельности населения.

Угрозы могут возникать в виде стихийных бедствий, аварий, пожаров и взрывов, различного рода посягательств на национальные интересы страны, а также за счет нарушения политической, экономической и социальной стабильности.

Кроме этого, различают:

Реальные, уже свершившиеся угрозы и потенциальные, которые могут произойти в результате каких-либо изменений;

Угрозы в виде целенаправленных действий одного субъекта против другого или стихийные как результат случайных явлений;

Угрозы непосредственные, которые напрямую вызывают негативные процессы, и опосредованные, возникающие при осуществлении дополнительных действий;

По времени проявления угрозы делятся на текущие (спорадические и регулярные), порождающие нежелательные изменения в течение короткого времени, и долгосрочные, которые могут дать нежелательные явления через длительный промежуток времени.

1-я группа . Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, которое ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

Расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей;

Увеличения доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную направленность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и т. д.;

Задержки заработной платы, остановки предприятий и т. д.

2-я группа . Деформированность структуры российской экономики. Она обусловлена такими факторами:

Усиление топливно-сырьевой направленности экономики, отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

Свертывание производств в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

Снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и подрыв на этой основе научно-технического потенциала России;

Завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

Приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков;

Рост внешнего долга России и связанного с этим увеличения расходов бюджета на его погашение.

3-я группа . Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой группы являются:

Объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении регионов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

Нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

Увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4-я группа . Криминализация общества и хозяйственной деятельности. Она характеризуется факторами, к числу которых относятся:

Рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

Сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

Ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке; в сфере приватизации; экспортно-импортных операций и торговли.

Аналогичный перечень экономических угроз содержится в Концепции национальной безопасности. В этом документе отмечается, что «в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением ВВП, снижением инвестиций, инновационной активности научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости».

В Концепции выделены ключевые угрозы, намечены социальные последствия, которые они могут вызвать и четко прослеживается снижение уровня экономической безопасности. В частности, отмечается, региональный сепаратизм и социальная поляризация населения ведут к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России; экономическая дезинтеграция и социальная дифференциация общества способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

При изучении экономической безопасности, оценке уровня угроз и принятии решений по стабилизации экономики важным является четкое разграничение угроз на внутренние и внешние. Внешние и внутренние процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Внешние факторы могут оказывать позитивное и негативное воздействие на внутренние экономические процессы, и наоборот - успехи или промахи во внутриэкономической деятельности соответственно укрепляют или ослабляют позиции государства на международном уровне.

Внутренние угрозы обусловлены в основном внутренними социально-экономическими процессами и явлениями, которые приводят к ущербу в виде материальных потерь или ухудшению социальных, национальных, культурных и нравственных основ жизнедеятельности. Внутренние угрозы в основном явились следствием экономических и социальных преобразований. Результаты современных реформ оказались разрушительными для общества и государства в целом, до предела обострились проблемы безопасности и выживания.

В макроэкономике экономическая безопасность - такое состояние, или уровень развития средств производства в стране, при которых процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается, практически, независимо от наличия и действия внешних факторов.

В целом система экономической безопасности государства включает шесть блоков: концепция национальной безопасности; национальные интересы России в сфере экономики; угрозы экономической безопасности; индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения; организационные структуры обеспечения экономической безопасности; правовое обеспечение экономической безопасности.

Экономическая безопасность государства - совокупность экономических, политических, военных, научно-технологических и социальных аспектов и факторов, определяющих состояние, или уровень национальной безопасности государства.

Экономическая безопасность может быть достигнута в том случае, если степень зависимости от доминирующей экономики, а также степень обострения внутриполитической, социальной и экономической ситуации не превышает предела, который грозит утерей национального суверенитета, существенным ослаблением военной мощи, значительным снижением уровня и качества жизни населения, либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.

Уровни экономической безопасности государства определяются следующими факторами:

1. Геополитическим и экономико - географическим положением страны и связанным с этим размещением производительных сил на территории страны, а также доступом к отечественным и зарубежным ресурсам.

2. Экономическая и военно - политическая мощь страны и ее конкурентная позиция в мировой экономической системе по стратегически важным направлениям развития.

3. Ориентация институциональной системы страны на поддержку отраслей индустриальной экономики от которой зависит уровень национальной безопасности.

4. Приоритетами экономической политики государства в отношении отраслей обеспечивающих конкурентное преимущество, предприятия национальной экономики.

5. Параметры отраслевой и региональной структуры ВВП, стратегической значимости отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения национальной безопасности.

6. Наличие резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядка в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форс-мажорных обстоятельств.

Аспекты деятельности, непосредственно влияющие и направленные на сохранение максимально эффективного уровня экономической безопасности государства:

· Разработка, принятие и исполнение законодательных актов, обеспечивающих функционирование стратегически важных отраслей экономики;

· Контроль исполнения бюджета и предотвращение нецелевого расходования средств;

· Борьба с коррупцией на всех уровнях;

· Инвестиции в развитие новейших технологий и наукоёмких производств;

· Усиление и оптимизация деятельности спецслужб и армии;

· Развитие и оптимизация политической и экономической системы управления государством;

· Глубокий, всесторонний анализ и создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций, в том числе, техногенных катастроф и максимально эффективного устранения возможных последствий.

Экономическая безопасность предприятия (ЭБП) - это состояние наиболее эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия.

ЭБП - это состояние стабильности, при котором компания может осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, сохраняя равновесие и общий вектор своего развития в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, в том числе в условиях активного воздействия факторов дестабилизирующего характера.

К числу основных задач СЭБ любой коммерческой структуры относятся:

Защита законных прав и интересов предприятия и его сотрудников;

Сбор, анализ, оценка данных и прогнозирование развития обстановки;

Изучение партнеров, клиентов, конкурентов, кандидатов на работу в компании;

Своевременное выявление возможных устремлений к предприятию и его сотрудникам со стороны источников внешних угроз безопасности;

Недопущение проникновения на предприятие структур экономической разведки конкурентов, организованной преступности и отдельных лиц с противоправными намерениями;

Противодействие техническому проникновению в преступных целях;

Выявление, предупреждение и пресечение возможной противоправной и иной негативной деятельности сотрудников предприятия в ущерб его безопасности;

Защита сотрудников предприятия от насильственных посягательств;

Обеспечение сохранности материальных ценностей и сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия;

Добывание необходимой информации для выработки наиболее оптимальных управленческих решений по вопросам стратегии и тактики экономической деятельности компании;

Физическая и техническая охрана зданий, сооружений, территории и транспортных средств;

Формирование среди населения и деловых партнеров благоприятного мнения о предприятии, способствующего реализации планов экономической деятельности и уставных целей;

Возмещение материального и морального ущерба, нанесенного в результате неправомерных действий организаций и отдельных лиц;

Контроль за эффективностью функционирования системы безопасности, совершенствование ее элементов.

Ключевыми параметрами безопасности организации являются: независимость, стабильность, устойчивость, способность к развитию, обновлению и самосовершенствованию, сохранение необходимого качества функциональных составляющих (финансовой, кадровой, информационной и др.).

Экономическая безопасность - это состояние какого-либо хозяйствующего субъекта, характеризующееся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем.

Построение СЭБ предприятия должно осуществляться на основе соблюдения принципов:

Законности;

Прав и свобод граждан;

Централизованного управления;

Компетентности;

Конфиденциальности;

Разумной достаточности, соответствия внешним и внутренним угрозам безопасности;

Комплексного использования сил и средств;

Самостоятельности и ответственности за обеспечение безопасности;

Передовой материально-технической оснащенности;

Корпоративной этики;

Координации и взаимодействия с органами власти и управления.

К основным элементам СЭБ предприятия относятся:

1) защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации;

2) компьютерная безопасность;

3) внутренняя безопасность;

4) безопасность зданий и сооружений;

5) физическая безопасность;

6) техническая безопасность;

7) безопасность связи;

8) безопасность хозяйственно-договорной деятельности;

9) безопасность перевозок грузов и лиц;

11) противопожарная безопасность;

12) экологическая безопасность;

13) радиационно-химическая безопасность;

14) конкурентная разведка;

15) информационно-аналитическая работа;

16) пропагандистское обеспечение, социально-психологическая, предупредительно-профилактическая работа среди персонала и его обучение по вопросам экономической безопасности;

17) экспертная проверка механизма системы безопасности.

Обеспечение экономической безопасности для предприятий Российской Федерации предполагает такое состояние экономики, которое поддерживает достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и инновационного развития, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. С точки зрения финансовой безопасности она включает в себя:

· сохранение платежеспособности;

· планирование будущих денежных потоков экономического субъекта;

· безопасность занятости, обеспечение необходимого уровня дохода работникам и своевременность выплат.

ЭБП характеризуется совокупностью качественных и количественных показателей, важнейшим среди которых является уровень экономической безопасности.

Для того чтобы достичь наиболее высокого уровня экономической безопасности, предприятие должно следить за обеспечением максимальной безопасности основных функциональных составляющих системы ЭБП. Организация производства и управления предприятием / под редакцией О.Г. Туровца. М.: «ИНФРА-М», 2007 - С.138-139.

Для обеспечения своей экономической безопасности предприятие использует совокупность корпоративных ресурсов, т.е. факторов бизнеса, используемых владельцами и менеджерами предприятия для выполнения целей бизнеса. Среди них выделяют:

- ресурс капитала . Акционерный капитал предприятия в сочетании с заемными финансовыми ресурсами является кровеносной системой предприятия и позволяет приобретать и поддерживать остальные корпоративные ресурсы, изначально отсутствующие у создателей данного предприятия;

- ресурс персонала . Менеджеры предприятия, штат инженерного персонала, производственных рабочих и служащих с их знаниями, опытом и навыками являются основным проводящим и связующим звеном, соединяющим воедино все факторы данного бизнеса, обеспечивающим проведение в жизнь идеологии бизнеса, а также достижение целей бизнеса;

- ресурс информации и технологии . Информация, касающаяся всех сторон деятельности предприятия, является в настоящее время наиболее ценным и дорогостоящим из ресурсов предприятия. Именно информация об изменении политической, социальной, экономической и экологической ситуации, рынков предприятия, научно-техническая и технологическая информация, know-how, касающиеся каких-либо аспектов данного бизнеса, новое в методах организации и управления бизнесом позволяют предприятию адекватно реагировать на любые изменения внешней среды бизнеса, эффективно планировать и осуществлять свою хозяйственную деятельность;

- ресурс техники и оборудования . На основе имеющихся финансовых, информационно-технологических и кадровых возможностей предприятие приобретает оборудование, необходимое (по мнению менеджеров предприятия) и доступное (исходя из имеющихся ресурсов);

- ресурс прав . С развитием цивилизации, истощением природных ресурсов и повышением ценности для бизнеса нематериальных активов резко выросла роль данного ресурса. Этот ресурс включает в себя права на использование патентов, лицензии и квоты на использование природных ресурсов, а также экспортной квоты, права на пользование землей (причем в настоящее время крайне повысилась ценность городских территорий, предназначенных не для земледелия, а для административной застройки). Использование этого ресурса позволяет предприятию приобщиться к передовым технологическим разработкам, не проводя собственных дорогостоящих научных исследований, а также получить доступ к необщедоступным возможностям развития бизнеса Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Экономист, 2008 - С.107.

Функциональная система экономической безопасности включает направления.

  1. Финансовая составляющая

Среди функциональных составляющих экономической безопасности финансовая составляющая считается ведущей и решающей, поскольку в рыночных условиях хозяйствования финансы являются «двигателем» любой экономической системы

Финансовая безопасность в рамках экономической безопасности - это состояние финансов и финансовых институтов, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных экономических интересов, гармоничное и социально направленное развитие национальной экономики, финансовой системы и всей совокупности финансовой отношений и процессов в государстве, готовность и способность финансовых институтов создавать механизмы реализации и защиты интересов развития национальных финансов, поддержка социально - политической стабильности общества, а так же формируются необходимые и достаточные экономический потенциал и финансовые условия для сохранения целостности и единства финансовой системы даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и вешних процессов и успешного противостояния внутренним и внешним угрозам финансовой безопасности.

Система финансовой безопасности предполагает создание таких условий функционирования финансовой системы, при которых, во-первых, предельно мала возможность перенаправления финансовых потоков в незакрепленные законодательными нормативными актами сферы их использования; во-вторых, до минимума снижена возможность явного злоупотребления финансовыми средствами.

Сначала оцениваются угрозы экономической безопасности, имеющие политико-правовой характер и включают:

Внутренние негативные действия;

Внешние негативные воздействия;

Форс-мажорные обстоятельства и обстоятельства, приближенные к форс-мажорным;

Финансовая отчетность и результаты работы предприятия;

Конкурентное состояние предприятия;

Рынок ценных бумаг предприятия

Важной предпосылкой охраны финансовой составляющей экономической безопасности является планирование комплекса необходимых мероприятий и оперативная реализация запланированных действий в процессе осуществления тем или иным субъектом хозяйствования финансово-экономической деятельности.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Кредитный вопрос