Кредитный вопрос

государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) ценных бумаг идентификационного номера;

размещение ценных бумаг;

государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

1.2. Ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию, не могут быть размещены, за исключением следующих случаев:

размещения акций при учреждении акционерного общества;

размещения ценных бумаг при реорганизации акционерных обществ в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением, при которых размещение ценных бумаг акционерных обществ, созданных в результате разделения или выделения, осуществляется без государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг;

размещения путем открытой подписки облигаций без залогового обеспечения, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные пунктом 1 статьи 27.5-2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее - биржевые облигации);

размещения путем закрытой подписки облигаций без залогового обеспечения, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные подпунктами 3 - 5 пункта 1 статьи 27.5-2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее - коммерческие облигации);

размещения российских депозитарных расписок, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные пунктом 5.1 статьи 27.5-3

1.3. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, а в случае размещения ценных бумаг путем подписки - должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг за исключением случаев, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они размещаются лицам, являющимся квалифицированными инвесторами, при условии, что число лиц, которые могут осуществить преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в соответствии с условиями размещения акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, они размещаются лицам, которые на определенную дату являлись или являются акционерами акционерного общества - эмитента, при условии, что число таких лиц без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они предлагаются лицам, число которых не превышает 150, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, а также без учета лиц, которые на определенную дату являлись или являются участниками (акционерами) эмитента, при условии, что число таких участников (акционеров), не являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они размещаются путем закрытой подписки среди лиц, число которых без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

сумма привлекаемых эмитентом денежных средств путем размещения ценных бумаг одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного года не превышает 200 млн. рублей;

сумма привлекаемых эмитентом, являющимся кредитной организацией, денежных средств путем размещения облигаций одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного года не превышает четырех млрд. рублей;

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг сумма денежных средств, вносимая в их оплату каждым из потенциальных приобретателей, за исключением лиц, осуществляющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг, составляет не менее четырех млн. рублей при условии, что число лиц, которые могут осуществить преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в случае государственной регистрации отдельного выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, размещаемых в рамках программы облигаций, если проспект облигаций зарегистрирован одновременно с государственной регистрацией программы облигаций.

1.4. В случае если государственная регистрация двух или более выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг одного эмитента осуществляется одновременно, в отношении ценных бумаг таких выпусков (дополнительных выпусков) может быть подготовлен один проспект ценных бумаг.

1.5. В случае если ценные бумаги размещаются путем открытой подписки или процедура эмиссии ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан раскрывать информацию о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

1.6. В случае когда в соответствии с настоящим Положением эмитент представляет в Банк России (далее - регистрирующий орган), какой-либо документ (документы), такой документ представляется (такие документы предоставляются) в регистрирующий орган на бумажном носителе. Если бумажный носитель документа насчитывает более одного листа, он должен быть пронумерован, прошит, скреплен печатью эмитента на прошивке и заверен подписью уполномоченного лица эмитента. Подчистки и помарки в тексте документов, представляемых на бумажных носителях, не допускаются.

(см. текст в предыдущей редакции)

Верность копий документов, представляемых в соответствии с настоящим Положением в регистрирующий орган на бумажном носителе, должна быть подтверждена печатью эмитента и подписью его уполномоченного лица, если иная форма заверения не установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных настоящим Положением, тексты документов представляются в регистрирующий орган также на электронном носителе и в формате, соответствующем требованиям регистрирующего органа.

1.7. В случаях когда в соответствии с настоящим Положением эмитент представляет в регистрирующий орган копию какого-либо документа, он вправе вместо копии представить в регистрирующий орган оригинал такого документа.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.9. Документы, предусмотренные настоящим Положением, могут быть представлены в регистрирующий орган в электронной форме (в форме электронных документов), подписанные (подписанных) электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3390). Указанные документы в электронной форме (электронные документы) признаются равнозначными документам, подписанным собственноручной подписью и представленным на бумажном носителе.

1.10. Сроки, установленные настоящим Положением, исчисляются со дня, следующего за днем поступления в регистрирующий орган соответствующих документов, а если указанные сроки установлены настоящим Положением для выдачи (направления) уведомлений по результатам рассмотрения поступивших в регистрирующий орган документов - со дня, следующего за днем принятия регистрирующим органом соответствующего решения по результатам рассмотрения таких документов. В случае если последний день срока, установленного настоящим Положением, приходится на нерабочий день, днем окончания указанного срока является ближайший следующий за ним рабочий день.

1.11. В случае когда в соответствии с настоящим Положением требуется представление документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за совершение регистрирующим органом юридически значимого действия, и у регистрирующего органа отсутствуют достоверные сведения об уплате заявителем (эмитентом) указанной государственной пошлины в установленном порядке, представленные заявителем (эмитентом) документы оставляются без рассмотрения. В этом случае регистрирующий орган обязан в течение семи рабочих дней с даты получения представленных заявителем (эмитентом) документов направить ему уведомление с указанием на необходимость представления документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины, а течение сроков, установленных настоящим Положением для рассмотрения представленных заявителем (эмитентом) документов, приостанавливается до даты получения регистрирующим органом достоверных сведений об уплате государственной пошлины в установленном порядке.

1.12. Использование печати на документах, представляемых в соответствии с настоящим Положением в регистрирующий орган на бумажном носителе, является обязательным в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также в случае, если сведения о наличии печати содержатся в уставе (учредительном документе) соответствующего юридического лица.

1.13. В случае если в соответствии с настоящим Положением требуется представление копии протокола (выписки из протокола) общего собрания участников хозяйственного общества, и указанный документ не содержит сведений о соблюдении установленного пунктом 3 статьи 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) порядка подтверждения решения (решений), принятого (принятых) общим собранием участников хозяйственного общества, и состава лиц, присутствовавших при его (их) принятии, вместе с таким документом должна представляться справка, содержащая сведения о соблюдении указанного порядка (иной документ, содержащий сведения о соблюдении указанного порядка). При этом сведения о соблюдении указанного порядка должны включать в себя наименование регистратора, осуществлявшего функции счетной комиссии, или фамилию, имя, отчество (при наличии последнего) и наименование должности нотариуса, удостоверившего принятое решение (принятые решения), а если решения, принятые общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью, подтверждены другим способом - указание такого способа.

1.14. В случае если в соответствии с настоящим Положением требуется представление документа (в том числе копии протокола (выписки из протокола) общего собрания владельцев облигаций), подтверждающего получение в установленном порядке согласия владельцев облигаций, и указанное согласие владельцев облигаций не может быть получено в связи с тем, что ни один владелец облигаций не обладает правом голоса по соответствующему вопросу, вместо указанного документа должна представляться справка, содержащая соответствующие объяснения.

При регистрации акционерного общества учредители, как правило, формируют уставный капитал создаваемого акционерного общества в размере, не превышающем минимальный размер уставного капитала. На сегодняшний день минимальный размер уставного капитала для непубличных акционерных обществ составляет 10 т.р., для публичных акционерных обществ 100 т.р. Однако в дальнейшем нередко возникает необходимость увеличения уставного капитала.

Акционерное общество развивается и необходимы дополнительные денежные вливания на расширение производства. Увеличение уставного капитала акционерного общества возможно двумя путями: увеличение номинальной стоимости акций или размещение дополнительных акций (п. 1 ст. 28 Закона об акционерных обществах). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 39 указанного Закона размещение дополнительных акций может осуществляться одним из трех способов:

— подписка (открытая или закрытая);

— конвертация;

— распределение среди акционеров.

Рассмотрим содержание корпоративных мероприятий, осуществляемых в ходе дополнительной эмиссии акций, размещаемых по закрытой подписке, причем в случае, когда дополнительный выпуск акций не сопровождается государственной регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг.

Регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг требуется, если акции размещаются по открытой подписке либо по закрытой подписке среди круга лиц, число которых превышает 500. При этом предусматриваются более жесткие требования к раскрытию информации для того, чтобы гарантировать возможным инвесторам на рынке ценных бумаг получение необходимых сведений.

Оплата акций дополнительного выпуска может осуществляться как денежными средствами, так и различным имуществом (по договору мены), которое должно быть предварительно оценено независимым оценщиком. В статье будет рассмотрен первый вариант оплаты акций.

Процесс дополнительной эмиссии акций включает 5 этапов:

1. Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

2. Утверждение решения о дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг;

3. Государственная регистрация дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг;

4. Размещение эмиссионных ценных бумаг;

5. Государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Каждый этап включает в себя корпоративные мероприятия, которые необходимо осуществлять последовательно и с соблюдением установленных сроков.

1. Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг

На этом этапе проводится заседание Совета директоров, которое определяет стоимость одной акции и Общее собрание акционеров, которое принимает решение об увеличении уставного капитала путем выпуска дополнительных акций общества.

В случае, если устав общества не содержит положения об объявленных акциях (то есть не предусматривает возможности осуществления дополнительной эмиссии), необходимо, чтобы на этом этапе акционеры приняли решение о внесении соответствующих изменений в устав (о количестве объявленных акций и правах акционеров, предоставляемых этими акциями после их размещения) (п. 3 ст. 28 Закона об акционерных обществах). Если на Общем собрании акционеров такое решение было принято, Акционерное общество обязано зарегистрировать данные изменения в ФНС.

2. Утверждение решения о дополнительном выпуске ценных бумаг

Совет директоров утверждает решение о дополнительном выпуске акций. В случае если в организации Совет директоров не предусмотрен, решение утверждает орган управления, осуществляющий функции совета директоров. Обычно этим органом является общее собрание акционеров. Документы на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг должны быть представлены не позднее трех месяцев от даты утверждения решения об их выпуске.

3. Государственная регистрация дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг

Согласно Указу Президента РФ от 25.07.2013 N 645 ФСФР России упразднена. Ее функции переданы Банку России.

Таким образом, Служба Банка России по финансовым рынкам осуществляет функции упраздненной ФСФР России, в том числе производит регистрацию дополнительных выпусков акций.

Для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные Стандартами эмиссии ценных бумаг (утверждены Банком России 11.08.2014 N 428-П) (далее Стандарты).

1) заявление на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг;

2) анкета эмитента;

3) копия документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента;

4) решение о дополнительном выпуске ценных бумаг;

5) Протокол Совета директоров об определении цены размещения акций;

6) Протокол общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала;

7) Протокол заседания Совета директоров об утверждении решения о дополнительном выпуске ценных бумаг;

8) копия устава (учредительных документов) эмитента в действующей редакции со всеми внесенными в них изменениями и (или) дополнениями;

9) платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных;

11) иные документы предусмотренные Стандартами.

Эмитент должен предоставить в регистрирующий орган комплект документов на бумажном и на электронном носителе. Решение о дополнительном выпуске и анкета эмитента, должны быть заполнены в соответствии со Стандартами и составлены с помощью специальной программы – электронной анкеты, которая находится в свободном доступе на официальных сайтах СБР и записаны на электронный носитель в формате анкеты. Так как в настоящий момент электронная анкета не содержит некоторых положений новых Стандартов, на электронный носитель также необходимо поместить Решение о дополнительном выпуске и анкету эмитента в формате.doc или.rtf с изменениями с учетом новых положений.

В течение 20 дней от даты получения регистрирующим органом документов и электронного носителя он обязан осуществить государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации

В процессе рассмотрения документов у СБР могут возникать замечания к документам. В этом случае в процессе регистрации решения о дополнительном выпуске ценных бумаг может быть назначена проверка достоверности сведений, содержащихся в предоставленных документах, или осуществлена приостановка государственной регистрации решения о дополнительном выпуске. Срок приостановки не может быть больше 30 дней.

4. Размещение эмиссионных ценных бумаг

Размещение ценных бумаг эмитентом начинается со сделок (заключение договоров), направленных на отчуждение (продажу) ценных бумаг дополнительного выпуска их первым владельцам, в соответствии с условиями зарегистрированного решения о дополнительном выпуске ценных бумаг. Эмитент должен направить реестродержателю передаточное распоряжение для внесения соответствующих записей в реестр акционеров.

Размещение осуществляется в сроки, предусмотренные зарегистрированным решением о дополнительном выпуске акций. Этот срок не может превышать одного года с даты государственной регистрации дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Также, в процессе размещения могут вноситься изменения в зарегистрированный текст решения о дополнительном выпуске акций. Такие изменения подлежат обязательной регистрации в СБР.

5. Государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг

Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в Банк России отчет об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг (п. 1 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг).

Для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные Стандартами эмиссии:

1) заявление на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг;

2) отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг;

3) копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение об утверждении отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие;

5) справка эмитента о соблюдении им требований по раскрытию информации на этапах государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг;

6) документ, подтверждающий наличие решения о предварительном согласовании сделок по размещению ценных бумаг эмитента, являющегося хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в случае если совершение таких сделок допускается при наличии указанного решения об их предварительном согласовании;

8) в случае отказа эмитента от размещения ценных бумаг и представления отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска), содержащего информацию о том, что ни одна ценная бумага не размещена, дополнительно представляется копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение об отказе от размещения ценных бумаг, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие;

9) платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг;

10) опись представленных документов;

11) иные документы, предусмотренные настоящими Стандартами.

Эмитент представляет в регистрирующий орган документы, необходимые в соответствии со Стандартами для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, в одном экземпляре, за исключением отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска), представляемого в трех экземплярах.

Текст отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг представляется в регистрирующий орган также на электронном носителе и в формате, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Если в процессе размещения ценных бумаг в итоге ни одной ценной бумаги дополнительного выпуска не размещено, либо решением о дополнительном выпуске ценных бумаг, размещаемых путем подписки, установлена доля ценных бумаг, при неразмещении которой дополнительный выпуск считается несостоявшимся, такой дополнительный выпуск ценных бумаг признается регистрирующим органом несостоявшимся, и его государственная регистрация аннулируется.

Регистрация отчета о дополнительном выпуске ценных бумаг осуществляется в течение 14 дней с момента подачи документов в СБР.

В процессе рассмотрения документов у СБР могут возникать замечания к документам. В этом случае в процессе регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг может быть назначена проверка достоверности сведений, содержащихся в предоставленных документах, или осуществлена приостановка государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг. Срок приостановки не может быть больше 30 дней.

После регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска эмитент должен внести соответствующие изменения в свои учредительные документы в части увеличения размера уставного капитала общества.

ВНИМАНИЕ : не забудьте выполнить требования о раскрытии информации при дополнительном выпуске ценных бумаг. За невыполнение требований о раскрытии информации штраф на сегодня составляет от 700000 до 1000000 руб.

Наша компания поможет Вам зарегистрировать дополнительный выпуск ценных бумаг. В услуги по регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг входит консультирование на этапах эмиссии, подготовка пакета документов, подача пакета документов в регистрирующий орган и получение документов о регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг.

При размещении дополнительных акций акционерных обществ доли владельцев этих ценных бумаг могут измениться, потому именно этот способ провоцирует много судебных споров, особенно по инициативе наименее защищенных акционеров - миноритариев. В ход идут различные способы защиты, включая исковые заявления и жалобы в регулирующие инстанции. Какие нарушения могут стать поводом для тяжбы или даже повлечь необходимость провести всю процедуру дополнительной эмиссии с нуля, рассказывает юрист-практик.

Под дополнительной эмиссией акций Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах) подразумевает все способы размещения акций акционерных обществ, требующие государственной регистрации:

    связанные с увеличением уставного капитала за счет оплаты дополнительных акций акционерами и (или) иными лицами (открытая или закрытая подписка);

    связанные с увеличением уставного капитала за счет имущества общества - увеличение номинальной стоимости акций (конвертация акций в акции с большей номинальной стоимостью) и размещение дополнительных акций путем распределения среди акционеров;

    не связанные с увеличением уставного капитала - дополнительные эмиссии акций, размещаемых путем конвертации при изменении прав, при консолидации и дроблении. В таких случаях структура уставного капитала не меняется, как и доли акционеров в уставном капитале общества.

В настоящей статье будут рассмотрены вопросы, связанные преимущественно с размещением дополнительных акций по подписке. Поскольку доли акционеров в уставном капитале общества изменяются, то именно при таком способе размещения наиболее вероятны нарушения прав акционеров, причем как на этапе принятия решения об увеличении уставного капитала общим собранием акционеров или советом директоров общества, так и на этапах размещения и оплаты дополнительных акций.

Допэмиссия акций может привести к перераспределению корпоративного контроля

В результате принятия акционерным обществом решения о дополнительной эмиссии акций путем подписки происходит перераспределение долей между акционерами, вследствие чего степень влияния миноритарных акционеров на принятие органами управления общества решений может значительно снизиться. Это и вызывает наибольшее количество споров по сравнению с другими видами эмиссий акций (см., например, Определение ВАС РФ от 26.12.2013 № ВАС-19016/13 по делу № А27-8268/2012).

Споры, связанные с другими способами размещения, конечно, тоже возникают, но гораздо реже. Кроме того, если спор касается принятия решения о дополнительной эмиссии общим собранием или советом директоров общества, то основания и порядок обжалования для них один и тот же.

Основаниями для споров, инициированных миноритарными акционерами, как правило, является следующее:

    общее собрание акционеров или заседание совета директоров проведено с нарушениями;

    не соблюдено преимущественное право миноритарных акционеров;

    не одобрены или одобрены ненадлежащим образом сделки, в совершении которых имеется заинтересованность приобретателя дополнительных акций;

    допущены нарушения правил раскрытия информации;

    надлежащим образом не определен ограниченный круг приобретателей акций по закрытой подписке;

    ненадлежащим образом определена цена размещения дополнительных акций;

    положения устава не предусматривают необходимого количества объявленных акций.

Решение о размещении акций можно оспорить в суде

Наиболее частным поводом для споров по инициативе акционеров является несогласие последних с решениями о размещении дополнительных акций и их условиями, принятыми общим собранием акционеров или советом директоров акционерного общества.

Необходимо отметить, что решение о размещении дополнительных акций путем открытой подписки может быть принято советом директоров общества только в одном случае: если количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций не превышает 25% от ранее размещенных обыкновенных акций (п. 4 ст. 39 Закона об акционерных обществах, см. также постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 № 18АП-1223/14 по делу № А34-3999/2012). Практически во всех остальных случаях решение о размещении дополнительных акций может быть принято только общим собранием акционеров.

При этом очевидно, что указанный способ размещения доступен только публичным акционерным обществам, поскольку непубличные АО не вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, посредством открытой подписки или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц (абз. 2 п. 2 ст. 39 Закона об акционерных обществах).

Акционеры имеют право обжаловать в судебном порядке решение общего собрания акционеров общества, а также совета директоров общества. В частности, миноритарный акционер вправе оспорить:

    решение о дополнительном выпуске акций, принятое общим собранием акционеров общества (п. 7 ст. 49 Закона об акционерных обществах);

    решение о дополнительном выпуске акций, принятое коллегиальным органом управления - советом директоров или наблюдательным советом (п. 6 ст. 68 Закона об акционерных обществах).

Закон устанавливает определенные условия, только при наличии которых акционер вправе оспорить в суде принятое общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) решение. В обоих указанных случаях к таким условиям относятся:

    принятие оспариваемого решения с нарушением требований Закона об акционерных обществах, иных нормативно-правовых актов или устава общества;

    нарушение прав и (или) законных интересов общества или этого акционера принятым решением.

Кроме того, для оспаривания решения общего собрания акционеров общества установлено дополнительное требование, согласно которому акционер вправе обжаловать такое решение, если он не принимал участие в общем собрании акционеров или голосовал против его принятия.

Основаниями для оспаривания решений общих собраний акционеров чаще всего являются:

    ненадлежащее уведомление акционеров о дате, времени и месте проведения собрания, о вопросах и формулировках вопросов повестки дня, непредоставление акционерам информации, подлежащей предоставлению перед собранием и на самом собрании согласно требованиям п. 3 ст. 52 Закона об акционерных обществах;

    отсутствие кворума или неверное определение количества акционеров, имеющих право голоса, как по всем вопросам повестки дня, так и для решения вопроса об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Несогласие миноритарных акционеров также часто вызывает решение собрания в отношении определения цены размещения дополнительных акций.

Необходимо отметить, что суд вправе оставить в силе обжалуемое решение, если:

    допущенные нарушения не являются существенными;

    принятое решение не повлекло за собой причинение убытков данному акционеру.

В общем и целом, в процессуальном смысле рассматриваемые споры ничем не отличаются от споров о признании решений общих собраний недействительными по любым иным причинам. Судебная практика по данной категории дел весьма обширна и меняется вслед за законодательством, которое за последние несколько лет претерпело значительные изменения. Стоить отметить, например, введение Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ новой редакции главы 4 подраздела 2 ГК РФ «Юридические лица» (см. «ЭЖ», 2014, № 19, с. 12 , № 20, с. 14), новой главы 9.1 ГК РФ «Решения собраний» (см. «ЭЖ», 2013, № 19, с. 7) и изменения и дополнения в Закон об акционерных обществах.

Сообщить о нарушениях при допэмиссии акций стоит в ЦБ РФ

Помимо нарушений общего характера при дополнительных эмиссиях, о которых говорилось выше, миноритарии могут оспаривать и более специфичные нарушения, допущенные уже на этапах размещения дополнительных акций. Например, при осуществлении преимущественного права приобретения размещаемых посредством подписки дополнительных акций и (или) при размещении дополнительных акций путем распределения среди акционеров.

Все акционеры общества имеют преимущественное право приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа). В то же время преимущественным правом могут воспользоваться только акционеры, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по вопросу о размещении посредством закрытой подписки акций. Преимущественное право не применяется в случае размещения дополнительных акций по закрытой подписке только среди акционеров, если акционеры имеют возможность приобрести целое число размещаемых акций, пропорционально количеству акций, принадлежащих им (п. 1 ст. 40 Закона об акционерных обществах).

Нарушения прав акционеров либо в части осуществления преимущественного права, либо в части пропорционального размещения акций могут быть допущены эмитентом уже на этапе размещения дополнительного выпуска акций, то есть после принятия решения об увеличении уставного капитала и после регистрации выпуска ценных бумаг регистрирующим органом (ЦБ РФ). Чаще всего подобные нарушения выражаются в следующем:

    акционеры ненадлежаще уведомлены о порядке реализации принадлежащего им преимущественного права или пропорционального распределения акций;

    не соблюдены сроки и порядок размещения акций миноритарным акционерам;

    неверно произведен расчет количества акций, которые могли бы приобрести миноритарные акционеры;

    имеются необоснованные отказы эмитента в приеме заявок акционеров, заключении договоров купли-продажи дополнительных акций и т.д.

Перечисленные нарушения, перечень которых далеко не исчерпывающий, могут служить основанием для обращения миноритарными акционерами в суд с иском.

Необходимо заметить, что для восстановления прав миноритарных акционеров на этапе размещения могут быть применены не только судебные иски и заявления, но также и обращения (жалобы и заявления) в регистрирующий орган - ЦБ РФ. При этом часто именно последний способ защиты оказывается более эффективным, чем судебный спор, или как минимум более быстрым. Но наиболее разумным представляется действовать параллельно, то есть подавать иск и направлять жалобу регулятору.

Результатом защиты прав миноритария может стать отказ в регистрации отчета об итогах эмиссии

Оспаривание сделок по приобретению дополнительных акций как сделок с заинтересованностью и (или) порядка их одобрения также является способом защиты прав миноритарного акционера, хотя действующее законодательство не содержит требования о непременном одобрении сделок о приобретении дополнительных акций, в совершении которых имеется заинтересованность, на общем собрании акционеров, на котором принято решение об увеличении уставного капитала (до государственной регистрации выпуска акций и до начала их размещения). По условиям размещения акций не всегда известно, могут ли быть сделки по приобретению дополнительных акций квалифицированы в качестве сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Сделки могут быть одобрены и после государственной регистрации выпуска акций, на этапе размещения, тем более что для одобрении далеко не всегда требуется одобрение общего собрания акционеров, в определенных случаях достаточно одобрения советом директоров общества (ст. 83 Закона об акционерных обществах).

Следующим за размещением и последним этапом эмиссии является государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (подп. 5 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Если при размещении дополнительных акций регистрирующим органом по жалобе акционера или самостоятельно будут выявлены нарушения условий размещения акций, определенных зарегистрированным решением о дополнительном выпуске акций, а также требований стандартов эмиссии ценных бумаг, регистрирующий орган будет вправе:

    отказать в регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций;

    провести проверку соблюдения акционерным обществом законодательства о рынке ценных бумаг, по итогам которой также отказать в регистрации отчета.

В случае отказа в регистрации отчета об итогах выпуска акций дополнительный выпуск признается несостоявшимся, и его государственная регистрация аннулируется (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 № 19АП-3684/11 по делу № А35-14297/2011). Иными словами, все возвращается в прежнее состояние, и если акционерное общество все же намерено увеличить свой уставный капитал, то ему придется пройти всю процедуру с самого начала, осуществив подготовку к созыву и проведению общего собрания акционеров, регистрацию дополнительного выпуска акций и так далее.

Стоит обратить внимание, что существенным нарушением порядка проведения эмиссии акций на всех этапах, в том числе и на этапе размещения дополнительных акций, является ненадлежащее раскрытие информации, требования к которому установлены Положением Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг». Такое нарушение может с высокой степенью вероятности привести к отказу как в регистрации дополнительного выпуска акций (решение АС Свердловской области от 24.01.2012 № А60-41866/2011), так и в регистрации отчета об итогах выпуска. Особенно это касается публичных акционерных обществ, обязанных раскрывать информацию в полном объеме.

Двухэтапная закрытая подписка опасна размытием пакетов акций

Гораздо реже, чем дела о нарушении процедуры дополнительной эмиссии акций по открытой подписке, встречаются споры, связанные с определением ограниченного круга приобретателей акций по закрытой подписке.

Решение общего собрания акционеров о размещении акций посредством закрытой подписки должно содержать данные о круге лиц, среди которых предполагается осуществить размещение акций. Причем в качестве круга приобретателей акций могут быть указаны не только конкретные физические и (или) юридические лица, но и категории таких приобретателей. В абсолютном большинстве случаев такой категорией являются существующие акционеры общества, но возможны и иные категории, например работники акционерного общества - все либо отвечающие определенным критериям (стаж, должность и т.д.), партнеры акционерного общества (потребители или поставщики и т.д.), отвечающие определенным критериям, и т.д.

Наиболее популярным способом размещения является размещение по закрытой подписке в два этапа, если это предусмотрено решением общего собрания акционеров и зарегистрированным решением о дополнительном выпуске акций (Апелляционное определение Верховного суда РФ от 20.11.2014 № АПЛ14-556).

На первом этапе акции размещаются только среди существующих акционеров, когда они имеют возможность приобрести целое число размещаемых акций. На втором этапе акции дополнительного выпуска, не приобретенные акционерами на первом этапе, могут быть приобретены третьими лицами. В качестве иных лиц могут выступать как акционеры, желающие приобрести большее количество акций, так и посторонние лица.

Второй этап представляет собой разновидность закрытой подписки среди конкретного ограниченного круга лиц по размещению оставшихся неприобретенными акционерами дополнительных акций. Именно эти обстоятельства и вызывают неудовольствие миноритарных акционеров, которые считают, что таким способом их пакеты акций размываются (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.12.2011 № Ф01-4894/11 по делу № А82-6543/2010). Действительно, нарушения на данном этапе вполне возможны, и чаще всего они связаны с намеренным неразмещением акций акционерам пропорционально их долям, нарушением порядка приема заявок от миноритарных акционеров и т.д (см. постановление Президиума ВАС РФ от 06.04.2010 № 17536/09 по делу № А51-11603/200844-328).

При том же двухэтапном способе размещения по закрытой подписке, впрочем, как и при других типах подписки, особой популярностью пользуются игры с ценой размещения. Законом об акционерных обществах установлено, что оплата дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене, которая определяется или порядок определения которой устанавливается советом директоров (наблюдательным советом) исходя из их рыночной стоимости, но не ниже номинальной стоимости акций (абз. 2 п. 1 ст. 36, абз. 1 ч. 1 ст. 77 Закона об акционерных обществах). Однако закон, требуя ориентироваться на рыночную цену акций, не предусматривает обязательного привлечения независимого оценщика для определения такой стоимости. В связи с этим возникает много судебных споров по инициативе акционеров, полагающих, что стоимость акций была занижена и этим нарушены их права (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 № 18АП-8749/15 по делу № А07-326/2015).

04.06.2018

В последние годы многие акционерные компании, желая привлечь инвесторов или просто расширить свои возможности в сфере конкуренции, вынуждены увеличивать свой уставной капитал и выпускать дополнительные акции. Наша очередная статья расскажет читателям об основных стадиях данной процедуры.

Дополнительный выпуск акций

Уже само название этого процесса говорит нам о его сути. Дополнительный, то есть являющийся дополнением к чему-либо (Толковый словарь русского языка Ожегова С.И.) . В данной ситуации речь идет об акциях, выходящих в свет дополнительно к уже существующим ценным бумагам.

Таким способом АО, как правило, наращивает уставной капитал. Цели у данной процедуры могут быть самые разные: расширить число владельцев, начать преобразование общества, провести реформы, привлечь денежные средства третьих лиц и так далее.

Закрытая подписка

Данная подписка - это распространенный вариант выпуска акций. Она проводится исключительно среди ограниченного круга лиц. Положение ЦБ РФ № 428-П говорит, что перечень этих субъектов может быть сформирован с указанием на их категорию или даже на Ф.И.О. То есть любой желающий никогда не сможет стать обладателем этих ценных бумаг. При этом есть два способа осуществления подобной подписки: среди конкретно установленной группы субъектов, где акционерам дано исключительное право на приобретение новых акций, либо только между владельцами «старых» акций.

Кстати, непубличная организация может использовать только закрытый вид размещения. В свою очередь, публичная компания, наряду с закрытой - вправе использовать ещё и открытую подписку. Разрешение на использование закрытой подписки даёт общее собрание. Для этого необходимо, чтобы за неё проголосовало не менее 3/4 собственников голосующих акций. Впрочем, Устав компании может предусматривать необходимость и гораздо большего количества голосов. Стоит также отметить, что только общее собрание вправе разрешить распространение привилегированных бумаг по закрытой подписке для наращивания уставного капитала.

Следующий интересный момент заключается в том, что внутренняя корпоративная подписка очень часто применяется в качестве защиты от рейдерских атак . Например, рейдеры создают своеобразный плацдарм и скупают акции у нелояльных собственников. В ответ на это общество проводит закрытую подписку допакций. И тогда перед захватчиками встает дилемма: принять участие в приобретении новых бумаг и незапланированно потратить крупные суммы, либо смириться с потерей позиций. И зачастую рейдеры вынуждены отступить.

Способ оплаты акций

Чаще всего новые акции оплачиваются деньгами. Они перечисляются на расчетный счет юрлица в банке. При этом их стоимость не может быть ниже номинальной цены (Решение Арбитражного суда г. Санкт- Петербурга и Ленобласти по делу № А56-52046/2013 от 16.10.2013 года) .

Далее, приобретатели вправе платить за акции станками, материалами, зданиями, недвижимостью, имуществом или другими ценными бумагами, а также правами, которые можно оценить в денежном эквиваленте. Например, довольно часто в производственных АО подобные акции оплачиваются недвижимостью, административными зданиями, крытыми складами, мастерскими, цехами, средствами производства и так далее (Решение Арбитражного суда Сахалинской области по делу №А59- 2709/2017 от 21.09.2017 года) .

В этом случае, Совет Директоров обязан оценить вещи, либо права. Кроме того, для данной процедуры нанимается профессиональный оценщик, а стоимость имущества (или прав), определенная Советом Директоров, не должна превышать цены, зафиксированной в отчете оценочной компании.

И наконец - зачет денежных требований. Он также широко применяется при оплате допвыпуска. Точнее сама эмиссия, зачастую, организуется именно для погашения задолженности. Например, у акционерного общества возник долг перед третьим лицом. Уже в суде стороны достигли мирового соглашения: должник увеличит уставной капитал и выпустит акции путём закрытой подписки. В свою очередь, кредитор получит эти акции в собственность. Далее проходит собрание, оно решает выпустить бумаги в пользу кредитора и заключить с ним договор об отступном.

Кстати, иногда в подобных случаях происходят судебные тяжбы между АО и некоторыми из его собственников. Например, кто-то из акционеров не согласен с решением общего собрания. Он подает в суд и требует признать незаконным его решение. При этом акционер ходатайствует о применении обеспечительных мер с целью запретить АО исполнять решения собрания. И хорошо, если он выигрывает дело. Однако, когда в конечном итоге арбитраж признает решение общего собрания законным, то акционерное общество вправе подать иск к несговорчивому собственнику и потребовать взыскать с него убытки, возникшие в результате замораживания дополнительной эмиссии. И суд, однозначно, взыщет деньги с незадачливого владельца акций (Решение Арбитражного суда Саратовской области по делу №А57- 19371/2016 от 09.03.2017 года) .

Увеличение уставного капитала

Решение о размещении

Прежде чем размещать очередные акции, нужно убедиться, что учредительный документ содержит норму об объявленных . Последние, по своей сути, не являются каким-то особенным видом ценных бумаг. Это всего лишь зафиксированная в Уставе возможность размещать определенное числа дополнительных акций. Наряду с указанием их количества, учредительный документ может содержать данные об их типе, стоимости и правах, которые они предоставляют.

Если же учредительный документ не упоминает о подобных бумагах, то юрлицо не вправе выпускать и новые. Только акционеры на собрании могут внести в Устав фразу об объявленных акциях. Подобным образом собственники как бы контролируют свой Совет Директоров. Последний же распределяет акции в количестве, не превышающем число объявленных, указанное в Уставе.

Поэтому перед тем, как выпускать очередные ценные бумаги, собрание должно зафиксировать в Уставе положение об объявленных акциях. После госрегистрации данных изменений, следует приступать к вопросу о размещении бумаг. Подобное решение может приниматься как Советом Директоров (далее - СД), так и владельцами на собрании. В обоих случаях оно облекается в протокольную форму. При этом СД (или наблюдательный совет) может просто инициировать вопрос о выпуске допакций и вынести его рассмотрение собственников (Протокол Совета Директоров ПАО «Кубаньэнерго» № 247/2016 от 29.07.2016 года), либо самостоятельно принять такое решение (Протокол Совета Директоров ОАО «ФСК ЕЭС» № 179 от 19.11.2012 года) .

Утверждение и регистрация решения о дополнительном выпуске

От решения о размещении акций необходимо отличать решение об их выпуске. Последнее должно быть принято не позднее 6 месяцев после решения о размещении. Решение о выпуске утверждается Советом Директоров (Протокол Совета Директоров № 3 ОАО «Усть- Среднеканская ГЭС от 09.02.2011 года) .

Далее оно подписывается директором общества и скрепляется оттиском печати. Данный документ имеет форму установленного образца, с ним можно ознакомиться в Приложении 11 к Положению ЦБ РФ № 428-П. После оформления решения, заполняется заявление на госрегистрацию. К заявлению прикладываются анкета фирмы, выписка из ЕГРЮЛ, копии протоколов и устава, расчет стоимости чистых активов, квитанция об оплате госпошлины, а также другие документы, перечисленные в Положении ЦБ РФ.

Надо помнить, что решение оформляется в 3-х экземплярах. Кроме того, заявитель обязан скрупулезно соблюдать все правила оформления бумаг. Если, например, документ состоит из нескольких листов, то его следует прошить, пронумеровать, а также поставить подпись и оттиск печати.

Госрегистрация дополнительного выпуска

Она происходит не позже 3-х месяцев со дня ратификации решения о выпуске акций. Для этого компания опять же подаёт в ГУ ЦБ РФ заявление по установленной форме, анкету, выписку из ЕГРЮЛ, свидетельство о госрегистрации организации, решение о выпуске в 3-х экземплярах, копии всех протоколов, учредительных документов юрлица, платежное поручение об оплате госпошлины, опись и так далее. С полным списком документов можно ознакомиться в регламентах Центробанка.

Госрегистрация осуществляется управлением ЦБ РФ. Если замечаний нет, то оно направляет заявителю соответствующее уведомление, проспекты ценных бумаг и решения о выпуске со своими отметками.

Но так бывает далеко не всегда. Если эмитент допускает ошибки или нарушения в ходе оформления бумаг, то управление ЦБ РФ обязательно откажет компании в регистрации выпуска. Чаще всего отказ следует из-за отсутствия в решении сведений о порядке оплаты акций, либо в результате предоставления недостоверной информации об адресе местонахождения общества или регистратора акций. Кроме того, заявители иногда не указывают разбивку акций по типам и не обеспечивают в интернете свободный доступ к финансовой информации (Решение Арбитражного Суда Самарской области по делу №А55-1382/2016 от 06.06.2016 года) .

Размещение акций

Зарегистрировав допвыпуск, АО может приступить непосредственно к реализации своих акций. Распределение новых ценных бумаг среди действующих владельцев происходит при помощи записей на их счетах.

Само по себе размещение является обычной бухгалтерской проводкой. Записи разносятся по лицевым счетам субъектов. Каждый из них получает акции того же типа, которые ему уже принадлежат.

В случае же размещения акций с помощью закрытой подписки, между определёнными лицами, не являющимися собственниками, происходит фактическое отчуждение акций. Оно может предусматривать оплату деньгами, имуществом, правами или даже зачетом денежных требований к АО. Для этого заключаются соответствующие договоры и открываются лицевые счета для новых собственников.

Регистрация отчета

Акционерная компания создает и направляет отчет в уполномоченное управление ЦБ РФ. Срок для его предоставления не должен превышать 30 дней после окончания периода размещения, указанного в решении о выпуске акций. А если компания разместила их раньше этого времени, то она должна направить отчет не позже 30 дней после распределения последней ценной бумаги.

Отчет предоставляется не сам по себе, а в комплекте документов. Прежде всего ответственное лицо опять же заполняет заявление по установленной форме. К нему прикладывается сам отчет, копия протокола органа, который принял решение о выпуске, справку о выполнении фирмой требований по раскрытию информации, квитанцию об оплате госпошлины, а также опись документов.

Как правило, отчет утверждается гендиректором. Впрочем, в некоторых компаниях утверждение отчета относится к компетенции Совета Директоров или даже общего собрания.

Изменение Устава

Заявитель вносит соответствующие поправки в Устав юрлица только после завершения распределения новых акций. Это решение принимает собрание (либо СД, если, конечно, он имеет такие полномочия).

Получив отчет о выпуске, ответственное лицо должно заполнить форму Р13001, приготовить лист изменений, либо вообще Устав в новой редакции и заверить его у нотариуса. Следует также оплатить госпошлину в сумме 800 рублей и получить квитанцию.

Заявитель предоставляет сформированный пакет в ИФНС, которая отвечает за регистрацию юрлиц и ИП в субъекте РФ, либо в ближайшее МФЦ. При наличии у заявителя ЭЦП он может отправить документы через сайт Госуслуг.

Надо сказать, что некоторые субъекты хозяйственной деятельности полагают, что, сдавая документы в налоговую инспекцию, они могут не прикладывать отчет об эмиссии. По их мнению, это противоречит закону. Но ИФНС в подобных ситуациях всегда отказывают представителям АО и не регистрируют изменения. Тогда юристы компаний идут в суд и проигрывают дело. Арбитраж, как правило, встаёт на сторону фискальных органов и подтверждает их правоту (Решение Арбитражного суда Свердловской области по делу №А60-6370/2016 от 13.05.2016 года) . Поэтому мы рекомендуем читателям все-таки прикладывать данный отчет к заявлению в ИФНС.

Краткие выводы

Подводя итоги, следует сказать, что сама по себе процедура увеличения уставного капитала путем довыпуска акций достаточно подробно изложена в нормативных актах. Однако обстоятельность изложения далеко не всегда делает процесс понятным и доступным для людей.

Положение ЦБ РФ и федеральные законы содержат очень много нюансов, в которых сложно разобраться даже профессионалу. А судебная практика по таким делам достаточно противоречива. Поэтому мы настоятельно рекомендуем акционерам не полагаться на себя и знания своих (пусть даже и очень грамотных) юристов, а доверить данный процесс профессионалам, которые годами работают на рынке ценных бумаг.

Это позволит собственникам провести выпуск ценных бумаг и увеличение уставного капитала достаточно быстро и безболезненно.

Уставной капитал акционерного общества в определённых случаях может быть изменён. Он может быть уменьшен в результате или, наоборот, увеличен посредством дополнительной их эмиссии. В этой статье я расскажу вам о том, что такое дополнительная эмиссия акций, как она проводится, каким образом регламентируется и каковы её основные цели и задачи.

Для начала простое определение:

Допэмиссией акций принято называть дополнительный их выпуск приводящий к увеличению уставного капитала компании за счёт уменьшения долей текущих её акционеров.

Поясняю на простом примере:

Был у компании уставной капитал в 100000 рублей за счёт первичного выпуска 100 акций по 1000 рублей каждая. При этом каждая акция давала своему владельцу на 1/100 часть в бизнесе компании (в том числе и на её прибыли в виде дивидендов). А после того, как она выпустила дополнительные 100 акций, её уставной капитал удвоился, а вот доля приходящаяся на каждую акцию, наоборот, снизилась в 2 раза (теперь она составляет 1/200).

Этапы допэмиcсии акций

Дополнительный выпуск акций представляет собой строго регламентированную процедуру, которая включает в себя ряд следующих основных этапов:

  1. Принятие решения (инициаторами обычно выступают совет директоров компании или один или несколько мажоритарных акционеров);
  2. Утверждение решения. Обычно решение о выпуске дополнительных акций компании утверждается на общем собрании её акционеров, однако иногда устав акционерного общества предоставляет эту прерогативу напрямую совету директоров (в этом случае мнением большинства акционеров никто не интересуется);
  3. Регистрация допэмиссии в соответствующих государственных инстанциях;
  4. Размещение вновь выпущенных акций. Первоначально они размещаются среди существующих акционеров компании изъявивших желание увеличить свою долю в ней, а после этого, оставшиеся акции может приобрести каждый желающий;
  5. Регистрация отчёта о проведённой допэмиссии во всё тех же государственных инстанциях;
  6. Внесение изменений в устав компании.

Этапы допэмиссии

Рассмотрим эти этапы более подробно.

Этап первый: Принятие решение о дополнительном выпуске акций

Данное решение обычно принимается советом директоров на основе подробного анализа текущего состояния компании и оценки перспектив её дальнейшего развития. К нему могут подтолкнуть такие причины как, например:

  • Острая нехватка денежных средств для текущего функционирования компании;
  • Необходимость расширения производства или его модернизации, с целью не отстать от конкурентов и удержаться таким образом «на плаву»;
  • Невозможность взять кредит в банке;
  • Консолидация уставного капитала компании.

Подробнее о целях допэмиссии написано в одном из следующих разделов.

Этап второй: Утверждение принятого решения

В том случае, если в уставе акционерного общества напрямую не сказано о том, что совет директоров вправе самостоятельно принимать и утверждать решение о дополнительном выпуске акций, данный вопрос выносится на общее собрание акционеров.

При этом перед собранием высказываются основные причины подтолкнувшие к принятию данного решения, приводятся аналитические данные касательно текущего состояния дел. После этого проводится голосование на котором каждый акционер имеет голос пропорциональный той доли акций которой он владеет.

Основной вес, на таких собраниях, имеют голоса мажоритарных акционеров (владеющих относительно большими долями акций). Это происходит не только из-за того, что их доля (и количество голосов) больше, но также и по той простой причине, что далеко не все мелкие владельцы акций принимают участие в собраниях**.

** Собрание будет иметь кворум в том случае, если в нём примут участие более 50% (ст.58 Закона «Об акционерных обществах») голосов. То есть, если за принятие решения проголосуют два крупных акционера владеющих пакетами акций по 20% каждый, а кроме этого в голосовании примут участие хотя-бы 11% миноритарных акционеров, решение будет принято (даже в том случае если все миноритарии проголосуют против).

Этап третий: Регистрация решения

В течение трёх месяцев со дня утверждения решения (не позднее) его необходимо зарегистрировать в Банке России (либо в департаменте допуска на финансовый рынок, либо в соответствующем территориальном учреждении ЦБ РФ).

Для проведения процедуры регистрации эмитент должен предоставить документы согласно следующему перечню:

Этап четвёртый: Размещение вновь выпущенных акций

Вновь выпущенные акции должны быть размещены среди акционеров (как существующих так и новых). Размещение может быть произведено следующими основными способами:

  1. Среди существующих акционеров. В данном случае акции распространяются исключительно среди существующих акционеров компании. Каждый из них вправе приобрести акции в количестве соответствующем той доле, которой он обладает в данный момент;
  2. Посредством закрытой подписки. В этом случае предложения о покупке акций направляются строго ограниченному кругу лиц;
  3. Посредством открытой подписки. При этом правом на покупку акций обладает любой желающий, но приоритет всё равно остаётся за уже существующими акционерами;
  4. Посредством конвертации. Это более сложная процедура необходимость которой может быть обусловлена изменением номинальной стоимости акций, изменением прав даваемых ими, консолидацией или дроблением акций.

Этап пятый: Регистрация отчёта о проведённом дополнительном выпуске акций

После того как была произведена эмиссия и акции были распространены между акционерами, эмитент должен, в обязательном порядке, составить и зарегистрировать отчёт обо всех проделанных в результате допэмиссии процедурах. Этот отчёт должен быть предоставлен в соответствующий департамент ЦБ РФ не позднее тридцати дней с момента размещения всех дополнительно выпущенных акций.

Вместе с отчётом необходимо представить следующий пакет документов:

По предоставленному отчёту проводится доскональная проверка в результате которой могут быть выявлены все нарушения и несоответствия с нормативными законодательными нормами и правилами (если они были допущены в ходе эмиссии). Эти нарушения могут караться различного рода санкциями налагаемыми на эмитента. Степень ответственности может разниться в зависимости от серьёзности допущенных нарушений, вплоть до того, что результаты дополнительной эмиссии могут быть признаны недействительными.

Этап шестой: Внесение изменений в устав компании-эмитента и их регистрация

Закон №129-ФЗ обязывает сообщать обо всех изменениях данных содержащихся в ЕГРЮЛ (государственном реестре юрлиц) не позднее чем через три дня после того как они произошли. В результате допэмиссии, помимо прочего, изменяется размер уставного капитала акционерного общества, а этот факт требует обязательной регистрации.

Для этого после внесения соответствующих изменений в устав, следует незамедлительно подавать заявление в регистрирующие органы по месту нахождения компании-эмитента. Регистрирующий орган, в свою очередь, обязан выдать эмитенту уведомление о регистрации в трёхдневный срок с момента подачи заявления.

Документы необходимые для регистрации изменений в уставе АО:

С какими целями проводят допэмиссию акций

Самая очевидная цель проведения дополнительного выпуска акций - получение «бесплатных» денег для дальнейшего развития бизнеса. Что значит «бесплатных»? Это означает то, что деньги вырученные при реализации дополнительно выпущенных акций не надо впоследствии никому возвращать и не надо платить по ним никаких процентов (как, например при выпуске облигаций или при взятии кредита).

Иногда возникает острая необходимость в деньгах (для модернизации производства, расширения деятельности и т.п.). При этом банки не всегда готовы предоставить кредит или согласны сделать это, но на достаточно невыгодных условиях. В этом случае, для того чтобы оставаться на плаву, зачастую не остаётся никакого другого выхода, кроме как выпуск дополнительного количества акций.

Часто дополнительную эмиссию проводят на фоне переоценки акций компании (когда рыночная стоимость компании превышает балансовую). Такую переоценку довольно быстро можно диагностировать взглянув на такие основные мультипликаторы как например P/B, P/E.

Бывают и такие случаи, когда допэмиссия проводится в соответствии с требованиями закона. Например, банки вынуждены прибегать к ней в тех случаях, когда законодательно повышается размер минимально допустимого размера уставного капитала для них.

Ну и наконец, данная процедура зачастую проводится с целью консолидировать уставной капитал и сосредоточить управление компанией в руках группы мажоритариев. Согласно букве закона каждый акционер имеет преимущественное право на выкуп вновь выпущенных акций согласно той доле, которой он владеет в данный момент. Большая часть акционерного капитала размыта между огромным числом мелких акционеров и далеко не каждый из них воспользуется своим правом на приобретение дополнительных акций. Именно это и даёт мажоритариям возможность выкупить их, увеличив тем самым свои доли в компании.

Негативные последствия допэмиссии

Больше всего дополнительная эмиссия вредит интересам держателям относительно небольших долей акций компании - миноритарным акционерам. Простые держатели незначительных пакетов акций зачастую не имеют реальной возможности предотвратить этот процесс. Хотя решение и принимается на общем собрании акционеров (если иное не прописано в уставе общества), но из-за размытости долей и несогласованных действий миноритариев, основной вес здесь имеют именно голоса мажоритарных акционеров. А мажоритарии, как уже говорилось выше, зачастую действуют не столько в интересах компании, сколько блюдут собственные корыстные интересы (и не всегда интересы компании совпадают с интересами отдельно взятых мажоритарных акционеров).

Что происходит с уже существующими акциями компании при проведении их дополнительной эмиссии? Всё просто. Допустим вы владеете десятью акциями стоимостью по 1500 рублей каждая. При этом вы являетесь собственником определённой доли в бизнесе компании-эмитента (при общем количестве акций в 100000 штук, ваша доля в компании будет составлять (10/100000)х100%=0,01%) и, соответственно, вы можете рассчитывать на соответствующую долю в прибыли (в виде дивидендов).

А после того как будет осуществлена дополнительная эмиссия акций (пускай будет выпущено ещё 20000 акций), произойдут следующие изменения:

  1. Снизится доля в бизнесе приходящаяся на каждую акцию. Если ранее она составляла 0,001% ((1/100000)х100%), то теперь она будет равняться 0,0008% ((1/120000)х100%);
  2. Соответственно уменьшится и размер дивидендов выплачиваемых на каждую акцию;
  3. Всё это закономерно приведёт к снижению рыночной стоимости акций, она уменьшится пропорционально тому количеству, которое было вновь выпущено. То есть, в нашем случае, если количество акций увеличилось в 1,2 раза, то их цена снизится тоже примерно в 1,2 раза и будет составлять величину в районе 1250 рублей**.

Как видите, для обычных акционеров компании, владеющих небольшими долями в ней, дополнительная эмиссия - процедура весьма малоприятная так как она может значительно снизить стоимость их доли и размер получаемых дивидендов.

Поэтому, для того чтобы по возможности снизить негативные последствия дополнительной эмиссии акций и защитить права миноритарных акционеров, российское законодательство вводит целый ряд правил и ограничений применяемых по отношению к данной процедуре.

** Здесь следует понимать, что рыночная стоимость акций зависит от многих факторов, а потому её значение как правило всегда отличается от рассчитанного подобным образом.

Законодательное регулирование

Дополнительная эмиссия акций в РФ должна осуществляться в строгом соответствии с положениями изложенными в следующих законодательных актах:

  1. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. От 04.11.2019) “Об акционерных обществах”;
  2. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. От 26.07.2019) “О рынке ценных бумаг”.

Вот выдержка из статьи 28 федерального закона №208-ФЗ:

А вот что говорится в статье 40 того же закона:

Пример дополнительной эмиссии акций

Хорошо известная во всех городах России сеть продуктовых магазинов «Магнит» провела допэмиссию акций в конце 2017 года. В это время компания сильно нуждалась в деньгах для выплаты долговых обязательств, организации собственного производства и дальнейшего развития сети магазинов.

Руководство компании выбрало достаточно удачное время для допэмиссии. Ведь на момент её проведения акции компании были сильно переоценены (о чём говорили значения мультипликаторов , P/CF, ). Снижение цен было в любом случае неизбежным, ведь по итогам текущего года компания впервые не планировало выплату дивидендов. Кроме этого показатели роста компании и её прибыль начали заметно снижаться, а долговая нагрузка – возрастать.

Дополнительно выпущенные акции удалось разместить по достаточно выгодной цене получив таким образом необходимое количество «бесплатных» денег. Курс акций конечно снизился, но как уже говорилось выше - это и так было неизбежно, а в данном случае удалось извлечь из этого существенный профит. Правда следует отметить тот факт, что профит этот был получен во многом за счёт средств рядовых акционеров, доли участия которых в результате всего этого были значительно уменьшены.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Кредитный вопрос